Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 26 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/15232/

Ждали перелива, а дождались взрыва

рубрика: Происшествия
Автор: Евгений АВЕНИР

К чрезвычайным ситуациям готовы! В грязь лицом не ударим. Таков краткий смысл сводок МЧС о ликвидации пожара на частном асфальто-битумном заводе «Мирти». Спора нет, справились на «отлично», как на учениях. После взрыва резервуара образовалось четыре очага возгорания на площади 500 квадратных метров, пожару был присвоен третий, повышенный уровень сложности. Потоки горящего битума ползли по шоссе, река Печегда «горела». Однако начавшийся в половине второго пожар уже через час был локализован, а в 15 часов 12 минут потушен окончательно. Ура! Ура? Или всё-таки «караул»?


А ВЕТЕР ДУЛ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Некоторые журналисты поспешили назвать пожар «техногенной катастрофой». Может быть, и вправду катастрофа – ведь погибли два работника завода, одних автоцистерн МЧС на место происшествия выехало аж 12 штук? Бывшие в самом центре событий очевидцы происшествия стараются избегать слишком громких слов.

Беседуя с корреспондентом «Северного края», технический директор НПЗ имени Менделеева Анатолий Усталов (на снимке) раз пять настоятельно попросил «не выпячивать» роль заводчан в ликвидации аварии. Однако из его слов следует, что если катастрофа и не произошла, то лишь по чистой случайности.

Я узнал о взрыве в 13.25, когда выходил из столовой. Небо над асфальто-битумным заводом застилал дым, я сразу побежал к нашему цеху водоснабжения – ближайшему к месту аварии, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Реальная опасность грозила этому цеху и очистным сооружениям. Неподалёку проходит ещё наш заводской газопровод, и если бы ветер в тот день дул в другом направлении – могло бы случиться худшее, но обошлось.

Существовала и угроза перелива горящего битума в кислогудронные пруды-накопители. Поджечь отходы кислых гудронов спичкой или зажигалкой непросто, загораются они с большим трудом, но вот от вязкого, липкого битума вполне могли бы начать тлеть. Однако и это удалось предотвратить. Заводские пожарные машины по сигналу единой системы оповещения немедленно прибыли на место, оповестили спасателей и пожарных других подразделений из Тутаева и Ярославля.

– Я предполагаю, что битум был смешан с другой горючей жидкостью, может быть, бензином или соляркой, – говорит Усталов. – Горел пожарный водоём, горела река Печегда – и поверхность воды, и берега. Общими усилиями наших, прибывших из Тутаева и Ярославля пожарных расчётов с огнём справились. По Печегде в Волгу плыли уже не горящие «острова» битума. Наши рабочие установили боновое заграждение у автомобильного моста, спасатели – у железнодорожного. Откачивали битум винтовым насосом, основную массу удалось «перебросить» в наши пруды-накопители в первые два часа, но затем начались трудности. Битум, остывая, намертво забивал насос. Наши рабочие выстроились цепочкой и вручную передавали вёдра с битумом от Печегды до нашей иловой карты (заводской накопитель отходов). Работали и дневная, и вечерняя смена до темноты. Отправили трактора и бульдозеры на пострадавший асфальтовый завод.

Заводская газоспасательная служба во время работ делала замеры загрязнённости воздуха и на территории завода, и в посёлке Константиновский, но опасности для жизни и здоровья людей не было. В следующие дни проверяли берега Печегды – они загрязнены. Проверка была нужна, и ещё некоторое время расхлёбывать последствия этого взрыва придётся. Битум хорош тем, что не растекается по воде, как дизельное топливо или бензин, а налипает комьями на любом препятствии. Однако этим же он и плох – тяжёлый ком битума может погрузиться на дно и всплыть позже или поднырнуть под боновое заграждение.

– Материальный ущерб, понесённый заводом, не очень велик – разорвало трубопровод, отводящий воду от заводского полигона промышленных отходов. Асфальтово-битумный завод – единственное предприятие, находящееся в такой близости от нашей территории. На следующий день после аварии к нам пришли люди с асфальто-битумного, помогали. И мы сделали всё возможное, чтобы уменьшить её тяжёлые последствия, – считает Анатолий Васильевич.

СМЕРТЕЛЬНОЕ «АВОСЬ»

Генеральный директор ООО «ПКФ «Мирти» Андрей Синицкий, комментируя произошедшее, был вежлив и краток, как и всякий, кто спешит по вызову в прокуратуру. «Делом асфальтового заводика» вплотную занялся Следственный комитет, и это очень серьёзно, тем более что погибли двое рабочих. Битум застывает на холоде, забивает трубы, и один из рабочих решил по-простому, по-пролетарски «разогреть» трубу факелом. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что такой «смертельный подогрев» – общепринятая практика, когда начальства рядом нет. Человек с факелом погиб сразу, его напарник упал в резервуар, но вряд ли это остановит других нарушителей техники безопасности – все мы надеемся на «русское авось», все верим, что именно с нами беды не случится... И греемся факелами, кострами, паяльными лампами.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МАЛЕНЬКОЕ «ООО ПКФ» ВСЕ ГОДЫ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОД БОКОМ У КИСЛОТНЫХ ПРУДОВ БЫЛО МИНОЙ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. ЧТО ЖЕ СМОГ СКАЗАТЬ ПО ПОВОДУ СЛУЧИВШЕГОСЯ ДИРЕКТОР «МИНЫ» АНДРЕЙ СИНИЦКИЙ? «БУДЕМ УТИЛИЗИРОВАТЬ», – ТОЛЬКО И ВСЕГО. БУДУТ ЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ РАЗОРВАННЫЙ БУКВАЛЬНО ПОПОЛАМ РЕЗЕРВУАР – ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ. ЭТА ЗЛОПОЛУЧНАЯ ЁМКОСТЬ БЫЛА ОСНОВНОЙ НА «МИРТИ», И ТЕПЕРЬ САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОД ВОПРОСОМ. АНДРЕЙ СИНИЦКИЙ ПОЯСНИЛ, ЧТО ЗАВОДИК – НЕ ДИТЯ ПЕРЕСТРОЕЧНОГО БИЗНЕСА, ОН СТОИТ И РАБОТАЕТ НА БЕРЕГУ ГУДРОННОГО ПРУДА С 1977 ГОДА! ВРОДЕ КАК «ОШИБКА МОЛОДОСТИ» – СОВЕТСКИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ, СТРОЯ АСФАЛЬТОВЫЙ ЗАВОД, КАК-ТО НЕ ПОДУМАЛИ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ШЕСТИТЫСЯЧНЫЙ ПОСЁЛОК КОНСТАНТИНОВСКИЙ, НО И ВСЕ ЖИТЕЛИ ТУТАЕВА И ЯРОСЛАВЛЯ МОГУТ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО РАЗГИЛЬДЯЙСТВА РАБОТЯГ. С ПОГИБШИХ НЕ СПРОСИШЬ, ВИНОВАТЫХ НЕТ. А ЧТО ДУМАЕТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ВЛАСТЬ? БОЙТЕСЬ ПОКУПАТЕЛЯ!

Советник губернатора по экологии Владимир Лукьяненко рассказал, что на выездной сессии Высшего экологического совета области губернатор Сергей Вахруков назвал утилизацию кислых гудронов из тутаевских прудов одной из четырёх наи­важнейших экологических проблем Ярославской области. При этом нельзя сказать, что владелец НПЗ имени Менделеева (НГК «Славнефть») не старается избавиться от «проклятого наследства», копившегося с 30-х годов, – «запасов» кислых гудронов. Ежегодно утилизируется 25 тысяч тонн, тратится около 40 млн. рублей, но... Такими темпами избавиться от «тутаевской язвы» возможно лишь через 15 – 17 лет, а нужно это сделать хотя бы через пять!

– Я разучился радоваться хорошему летнему ливню и жаре тоже, смотрю в окно на дождь и представляю, как повышается уровень в кислогрудонных прудах. Стоят сухие погожие дни, и думается, что может случиться, если загорится трава и огонь попадёт в пруды. Я каждый месяц бываю на Менделеевском заводе, много раз проезжал мимо завода «Мирти» и даже не подозревал, что асфальтовый работает, считал его заброшенной территорией, «памятником разрухе». И вдруг – эта дикая авария, – говорит Владимир Лукьяненко. – Мы боялись перелива гудронов, а дождались взрыва. Откуда ждать удара в следующий раз? Я считаю, что асфальтобитумный был построен в опасной близости от гудронных прудов по недоразумению. Но это – не отговорка. Покупатели завода знали, что, приобретая предприятие, берут на себя и его экологические риски. И я считаю, что «Мирти» больше работать не имеет права, по крайней мере на прежней площадке. Загорись тяжёлая органика тутаевских прудов, и посёлок Константиновский не смог бы жить. Чёрный смог, пронизанный токсичными летучими веществами, отравил бы всё вокруг, реально угрожал бы Тутаеву и Ярославлю. При такой опасности сама мысль о возможности производственной деятельности вблизи кислогудронных прудов криминальна. Тем более, что безответственность некоторых руководителей уму непостижима, – считает советник губернатора.

«Мирти» ответит по всей строгости закона, но ведь площадка принадлежит «Автодору»! Даже договор на поставку воды НПЗ имени Менделеева заключил не с «Мирти», а с «Автодором». Где были его мощная техника, его люди сразу после аварии, когда рабочие НПЗ вёдрами черпали битум из Печегды? Если владелец производственной площадки не контролирует ситуацию на ней и сдаёт в аренду безответственным частникам – недолго до любой беды.

НПЗ имени Менделеева почти стоит – производит не более 10 процентов от объёма продукции до 2005 года. «Славнефть» уже пять раз выставляла завод на торги, но, узнав про «довесок» в виде кислогудронных прудов, покупатели отказываются от сделки. Однако существует грозная опасность, что НПЗ имени Менделеева купит за бесценок какой-нибудь частник. Превратит завод в перевалочную базу или цех по производ­ству дешёвого бензина, а вся тяжесть расходов по утилизации прудов ляжет на областной бюджет. И случай с «Мирти» – первый звонок, предупреждение о том, что пока в тутаевских прудах остаются неутилизированные отходы, катастрофа возможна в любой момент, – резюмировал академик Лукьяненко.