Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 01 февраля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/22460/

Перепланировка на голову жильцов

рубрика: Происшествия
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Анна ЛУКИНА

ЧП произошло в Ярославле вечером в воскресенье 30 января: из-за перепланировки в подвале и первом этаже жилого дома № 20/53 на проспекте Ленина рухнули пролёты целого подъезда, разрушено несколько квартир по стояку.

 


«Девчонки, простите меня!» – попросил прощения у жильцов человек, чьи действия предшествовали ЧП.

Староста подъезда Ольга Спицына (на снимке) рассказала нам предысторию обрушения:

– Мы стали бить тревогу ещё до нового года – когда весь дом начал содрогаться, а КамАЗы начали вывозить грунт из подвала. Какой-то человек, скорее всего, прораб, представился хозяином. Ничего внятного о работах в подвале он сказать не мог. Лишь пообещал, что документы, которые мы требовали, будут «через два дня». Потом мы дважды собирали собрание жильцов, обсуждали там эту перепланировку. Куда мы только ни обращались! Ходили в нашу управляющую компанию ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» – там сказали: оставьте заявление, мы рассмотрим и сообщим через месяц. Пожаловались в прокуратуру, и на той неделе к нам пришёл сотрудник Ленинской прокуратуры: он запретил дальнейшее проведение ремонтных работ. Но мы слышали: бригада таджиков продолжала что-то делать в подвале.

Наверное, если бы бизнесмен Андрей Пшеничников был более законопослушным гражданином, он бы остановил незаконные работы в подвале и первом этаже дома, где он купил квартиру под офис. К слову, разрешение на перепланировку дают в Яржилинспекции.

А может, после того, как снесли несущую стену, дом уже был обречён. Жильцы, с которыми мы беседовали, вспоминали: уже накануне, в субботу, все слышали подозрительные скрипы. А в воскресенье, в шестом часу вечера, события разворачивались практически молниеносно. Ольга Спицына вспоминает:

– Я выходила из ванной комнаты в халате, когда начались толчки. Я – в коридоре, муж и ребёнок – в комнате. Услышала стук в дверь: срочно эвакуироваться! На лестничной площадке – дым столбом. Слышны были сильный стук и громыхание, как будто что-то взорвалось. Едва успели взять документы и выбежать в чём были… Очень благодарна людям из соседних домов. Они дали нам кое-какую одежду. Поначалу нас разместили в ДК имени Добрынина.

Утром в понедельник территория вокруг жилого дома оцеплена милицией и сотрудниками Главного управления МЧС по Ярославской области. К башне со шпилем направлена длинная стрела крана. Крыша над пострадавшим подъездом № 2 разобрана. Здесь потеряли жильё несколько семей – из 12, 17, 22 и 27 квартир. Временно эвакуированы и остальные жильцы дома и размещены кто у родственников, кто в гостинице «Которосль». Причём с домашними любимцами – собачками и кошками. К слову, одну киску пожарные обнаружили утром в понедельник в доме на четвёртом этаже – она, правда, была напугана и не давалась в руки.

Полковник МЧС Олег Беловошин сообщил:

– Сейчас спасатели областного поисково-спасательного отряда и пожарные 24-й спецчасти разбирают завалы. Работают, закреплённые на страховках. Там полный обвал, подъезд выглядит внутри, как шахта лифта…

До сих пор неизвестна судьба жительницы 22-й квартиры.

На месте ЧП скромно и неприметно ходил первый заместитель мэра – директор департамента городского хозяйства Владимир Слепцов. Он заявил:

– Сам дом не аварийный. Здесь недавно сделали капитальный ремонт по федеральному закону № 185. Заменили стояки и лежаки. Кровлю отремонтировали в прошлом году.

Жилец дома Татьяна Нелюбина, услышав это, поправила директора департамента:

– Как отремонтировали? На гнилые доски положили железо! Крыша протекала.

– Возможно, некачественно сделана работа…

– Да мы даже в суд обращались!

– Сейчас решается вопрос о предоставлении пострадавшим людям жилья в маневренном фонде. Будет сделано всё, чтобы они были устроены.

Жильцы «непострадавших» квартир в крайних подъездах недовольны. Им пообещали: специалисты исследуют состояние их жилья, и, если не обнаружат какие-нибудь трещины, можно будет вернуться в свои дома. Люди считают, что это опасно.

Возвращаясь к началу нашего рассказа, хотелось бы остановиться на таком моменте: жильцы, собственники жилья в этом доме, грамотные люди. Они не просто возмущаются. Они ссылаются на Жилищный кодекс, где в статье 36 о праве собственности на общее имущество чёрным по белому записано: к общей долевой соб­ственности относятся подвалы – помимо лестниц, лестничных площадок, чердаков и т. д.

Но не секрет, что власти поспешили сдать в аренду предпринимателям многие из этих помещений, особенно в центре города. Тут и офисы, и обувные мастерские, и магазинчики, и даже сауны… И всё, заметим, приносит неплохой доход. Только вот кому? И кто проверит, кому идёт плата?

Управляющие компании? А может, их-то и нужно проверять на этот счёт?.. Здесь многое зависит от активности жильцов. Но вот пока гром не грянет, люди терпят. Чего не скажешь о жильцах дома № 20/53. Они ведь стучались во все двери!

Чрезвычайное происшествие в доме 20/53 очень ярко высветило такой парадокс: на словах власти призывают соб­ственников жилья быть настоящими хозяевами дома, а на деле не дают ими быть, сами не выполняют то, что предписывает Жилищный кодекс. Стоило бы теперь, после ЧП, самим собственникам жилья в многоквартирных домах провести ревизию своих подвалов: кто их арендует, как используют площадь и кому идёт арендная плата… Очевидно, что вскроется много интересных и полезных для жильцов фактов.

По факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 216 – о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ. Наказание по этой статье при тяжком вреде здоровью человека или крупном ущербе – до 80 тысяч рублей, или зарплата осуждённого за период до шести месяцев, либо ограничение свободы до трёх лет.

А люди потеряли всё. Кто им это возместит? Сейчас им выдают единовременное пособие – 4 тысячи рублей, потом специальная комиссия подсчитает ущерб. А в следственном управлении Следственного комитета РФ по Ярославской области обещают дать оценку действиям и бездействию должностных лиц, ответственных за содержание и использование жилого фонда.

Уже сейчас на этих «лиц», видимо, напала «медвежья болезнь»: ни в Ленинском управдоме, ни в Ленинской районной администрации никто не хочет ответить на простые вопросы или попросту не берут трубку.

Вчера губернатор встретился с жильцами пострадавшего дома и пообещал: к осени 2-й подъезд восстановят.

От редакции. «Северный край» не раз обращался к теме перепланировки зданий и квартир. Ещё в 2008 году в номере за 13 августа в статье «Дизайнерский балаган в историческом центре» корреспондент «Северного края» спрашивал: кто отвечает за перепланировку зданий? Журналист обращался к архитекторам районов, в департамент развития территорий города, в госжилинспекцию области, в инспекцию Госстройнадзора, в департамент архитектуры... Но нигде не получил внятного ответа.

Даже после случившейся трагедии – обрушения пролётных конструкций при перепланировке – чиновники продолжают хранить молчание.

Перепланировка помещений – процедура официально разрешённая. Есть федеральный закон № 188 – Жилищный кодекс, который действует с 2004 года, в нём всё прописано. В соответствии с ним издано постановление мэрии, определяющее порядок перепланировки, устанавливающее необходимые для этого процедуры, которые и становятся условием для выдачи разрешения.

В Ярославле все эти вопросы курирует департамент архитектуры и развития территорий города. Корреспондент «Северного края» Татьяна Егорова обратилась за комментариями по поводу ЧП на проспекте Ленина к начальнику отдела градостроительного мониторинга и разрешений Владимиру Николаевичу Кречетову. «Я на эту тему вообще ничего не хочу говорить», – ответил он.

Между тем редакцию интересовал главным образом один вопрос: было такое разрешение или нет. Но Владимир Николаевич и слушать не стал: «Можете прислать официальный запрос». Как пояснили в приёмной, для этого требуется представить в канцелярию департамента оригинал письма из редакции. Не письмо в электронном виде, не факс, а именно оригинал. Похоже, точный и скреплённый личной подписью Владимира Николаевича ответ на запрос редакции мы получим ещё не скоро.



Комментарии