Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 31 июля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/29636/

Русановские сталкеры

рубрика: Происшествия
Автор: Николай БИКУЛОВ.

В глуши полей, лесов и лугов затерялась деревенька. Давно разорваны ее экономические связи с ближайшим сельхозпредприятием, посреди пахотных угодий которого так уютно расположена она. Развалился местный летний коровник. Никто из здешних жителей в колхозе не работает. Поэтому председателя не волнует, что нет к деревне никакой дороги. Как люди добираются до "большой земли"? Как в случае нужды проедет к ним "скорая помощь" или пожарная машина? Это заботит, конечно, главу сельской администрации (сельсовета, по-старому), но денег на решение


проблемы у него нет... О половине деревень Ярославской области рассказ можно начать с таких или примерно таких слов. Но Русаново - особый случай. До шоссе Ярославль - Вятское от него всего 1 километр, не более 5 км (по прямой) до окраины областного центра и всего около 600 метров до крайних домов благоустроенного поселка Григорьевское - центральной усадьбы ЗАО "Левцовский", где директором известный в области сельхозруководитель и общественный деятель Галина Коняхина. Именно к ней высказывают наибольшие претензии жители Русанова - "дачники", по общепринятой в настоящее время классификации. Постоянным местом жительства этих людей является Ярославль, но они регулярно наезжают в деревню, где у них имеются доставшиеся по наследству либо купленные у других наследников аккуратные домики. Некоторые почти безвылазно проводят там все лето. Другие, кто "челночит" (будни - в городе, уикенд - в деревне), стараются перемещаться на личных автомобилях. Да и всем остальным как минимум два раза в год - весной при заселении и осенью при вывозе урожая - приходится использовать автотранспорт, пусть даже и наемный. Проблема в том, что автомобильной дороги к Русанову нет. То есть вообще никакой дороги нет, даже пешеходной тропинки! Последние примерно два десятилетия русановцы использовали для перемещения ими же проторенный прямой путь от окраины Григорьевского к своей деревне. Натоптанная и накатанная ими "трасса" шла по принадлежащему ЗАО "Левцовский" лугу. На том же лугу паслись колхозные коровы. Несъеденное скотиной скашивалось и заготавливалось на зиму. Долгие годы мирно сосуществовали дачники и колхозники. Но вот агрономы "Левцовского" заметили, что травка на лугу поредела и измельчала. Надо бы удобрить да подсеять! Осенью 2000 года луг перепахали и оставили пока "отдыхать" под паром. Русановские дачники усмотрели в этих действиях вовсе не заботу руководства крепкого хозяйства об экономическом процветании предприятия, а покушение на свободу собственного передвижения (кто-нибудь пробовал ходить и ездить по свежевспаханному полю?). Коллективный разум и объединенная техническая мощь русановцев восстановили в прошлом году порушенную трассу. Но осенью луг был снова перепахан. Теперь в "отдохнувшую" землю посеяли озимые травы. Негодованию жителей Русанова не было предела. Они еще не завершили дачный сезон и не вывезли пожитки, а дорога вновь ликвидирована. Вставать на точку зрения руководителей хозяйства (не в ноябре же тем пахать и сеять?!) им, понятно, не хотелось. Возмутило дачников то, что "Левцовский" не учитывает их интересы. С осени прошлого года русановцы начали войну с сельхозпредприятием. Последствия ее нынешним летом хорошо видны при осмотре "поля боя" между деревней Русаново и поселком Григорьевское. Разделяющий их луг вдоль, поперек и наискосок испещрен автомобильными колеями. Теперь русановцы разъезжают кто во что горазд. А на оставшейся непотравленной части луга выросли высокие и густые (несмотря на нынешнюю засуху) кормовые травы... Что интересно, "боевые действия" носят односторонний характер. Никаких запрещений на проезд по лугу директор "Левцовского" Галина Коняхина не выносила. Хотя ее и огорчает нынешнее изобилие дорог и экономический ущерб от оного. Русановцы пытались найти официальную защиту своих интересов. Жалоба, отправленная главе Ярославского района Владимиру Дружицкому, была переадресована последним для разбирательства и принятия мер в районный комитет по землеустройству. Его специалисты вперили взор в топографические карты и... нашли на них дорогу от Григорьевского к Русанову! От шоссе вдоль окраины поселка мимо животноводческой фермы к поселковым очистным сооружениям и далее (еще метров триста) до деревни. Автор ставшего поводом для написания этого материала письма в редакцию Владимир Цапаев, войдя в роль сталкера, организовал для нас экскурсию по предложенному землеустроителями маршруту. На его "ижаке" мы доехали до поворота к ферме и двинулись по хорошо укатанной грунтовке ("вообще-то лет двадцать назад она была заасфальтирована"). Добрались до развилки: направо - гравий к ферме, налево - постепенно исчезающая в траве колея в сторону очистных сооружений. Через несколько десятков метров она исчезла полностью. Мы вышли из машины и обулись в предусмотрительно взятые Владимиром Павловичем резиновые сапоги. Метров через двадцать нельзя было идти и в них без риска провалиться в болото. Тогда мы поднялись на гребень берега искусственного пруда, который должен служить отстойником для очистных сооружений. Пруд был сух! Вода, фекалии и технические отходы из неисправных очистных сооружений свободно вытекали на здешний участок все того же луга, превращая его в зловонное болото. Мимо этого болота (а может быть, и прямо по нему) протекает, вбирая в себя здешнюю гадость, отмеченный на всех картах ручей, впадающий чуть далее Русанова в речку Шиголость - приток Волги! Зато эта земля принадлежит не сельхозпредприятию, а входит в районный фонд перераспределения. Строить новую (хотя и два десятилетия фактически существующую) дорогу на угодьях "Левцовского" нельзя - частная собственность акционеров священна! А вот восстановить изображенную на картах и утонувшую теперь в болоте - пожалуйста. Только прежде надо осушить болото, или, точнее, отремонтировать породившие его очистные сооружения. Об их неисправности, правда, почти никто, кроме остро нуждающихся в дороге русановцев, до самого последнего времени не знал. Даже районные природоохранные службы, извещенные о проблеме журналистами "Северного края". Впрочем, их дело - лишь штрафовать за загрязнение окружающей среды. Но кого? Очистные сооружения поселка Григорьевское как раз находятся в процессе передачи с баланса ЗАО "Левцовский" на баланс района. Директор хозяйства Галина Коняхина, конечно, знает (и знала), что очистные нуждаются в ремонте. Но так как своими силами предприятие осуществить его не в состоянии, то Галина Георгиевна и закрывала до сих пор глаза на ущерб, наносимый разъезжающими по более сухой части луга русановцами. В последнее десятилетие на государственные деньги по области построено немало дорог к отрезанным от мира деревням в дальних районах. Ярославский же район считается в этом отношении благополучным. Но вот, оказывается, узнали мы от управляющей делами Левцовской сельской администрации Любови Царевой, на подведомственной ей территории нет хорошей дороги даже к большой деревне Левцово. В областную программу строительства дорог она не включена. А у возглавляемого Коняхиной предприятия нет на нее денег. Хотя для ЗАО "Левцовский" эта дорога необходима - там живет почти сто колхозников, и их как-то надо доставлять с работы и на работу. Пока возят в тракторных тележках. А деревня Русаново в хозяйственном отношении не интересна никому, кроме самих ее жителей. Их надежды могут быть связаны только с передачей колхозного соцкультбыта районным властям. Тогда последние, может быть, отремонтируют очистные сооружения поселка Григорьевское. Да и то, если кровно заинтересованные в этом русановские дачники будут регулярно о себе напоминать. А еще ускорить процесс может природоохранная прокуратура. Но заявления о загрязнении речки Шиголости и через нее Волги туда не поступало. Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.