Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 17 сентября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/31095/

Говорите громче, вас слушают

рубрика: Происшествия
Автор: Андрей ТУТАРИКОВ.

Средствам массовой информации, ориентированным на информационное, а не развлекательное содержание, приходится работать на ярославском рынке массмедиа в условиях постоянной конкуренции, с пользующимися большей популярностью и уверенно стоящими на ногах развлекательными СМИ. Тем не менее информационным станциям по силам конкурировать с музыкально-развлекательными, поскольку они отличаются своей весьма специфичной аудиторией, непохожей на другие.


Информационное радиовещание представлено в Ярославле шестью станциями: "Радио России" и вещающая на этой же частоте дважды в сутки ГТРК "Ярославия", "Маяк", новое для Ярославля "Общественное Российское радио", "Шанс", "Радиостанция Юность" ("Молодежный канал"). Из них только две являются местными - ГТРК "Ярославия" и "Шанс", остальные - общенациональные станции. По числу слушателей они расположились друг от друга на значительном расстоянии, и в ближайшее время такое соотношение вряд ли изменится. Итак, "Радио России" ежедневно слушают около 80 тысяч человек, "Маяк" - 45, ГТРК "Ярославия" - около 25, "Общественное российское радио" - около 10, две радиостанции "Шанс" и "Юность" ежедневно слушают менее 5 тысяч человек. Обратим внимание, что 17 проц. взрослых жителей областного центра вообще не слушают радио или делают это очень редко. В количественном выражении это составляет около 85 тысяч человек. Интересно проанализировать качественный состав аудиторий информационных станций. Женщины составляют большинство среди слушателей двух радиостанций - "Радио России" и ГТРК "Ярославия" (около 62 проц.). А вот у "Маяка" они составляют только 53 проц. аудитории. Учитывая же, что в целом в Ярославле мужчин меньше, чем женщин (соотношение 44:56), можно говорить о том, что "Маяк" является одной из немногих станций с высокой долей слушателей-мужчин. Средний возраст слушателей всех трех радиостанций колеблется в районе 55 - 59 лет, что выше среднего в Ярославле (47 лет) и выше, чем у музыкально-развлекательных станций (37 лет). Информационное радио не пользуется популярностью у молодежи. По уровню образования выделим "Маяк": каждый пятый слушатель - с высшим образованием (у двух других станций доля таковых менее 20 процентов), а образование ниже среднего только у 10 проц. слушателей (тогда как у других станций - более 20 проц.). Слушатели информационных радиостанций находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте, поэтому большинство из них не работает ("Радио России" - 59 процентов неработающих, ГТРК "Ярославия" - 61, "Маяк" - 65 процентов). Из других профессиональных групп наиболее представлены (что естественно для Ярославля в целом) специалисты (служащие) и рабочие. Таким образом, среднестатистический портрет слушателей информационных радиостанций выглядит так: женщина предпенсионного или пенсионного возраста (для "Маяка" это и мужчина, и женщина) со сравнительно низким доходом и не очень высоким уровнем образования. Полученные данные довольно точно отражают существующую социально-демографическую ситуацию: средний возраст жителей Ярославля продолжает приближаться к 50 годам, а доля пенсионеров превышает четверть населения. Иследование аудиторий средств массовой информации Ярославля проведено ЗАО "Аналитический центр". Всего опрошено 416 жителей старше 18 лет, данные репрезентативны по полу и возрасту, достоверность 95 процентов, вариативный размах +5 процентов.