Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 09 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/31700/

А был ли мастер?

рубрика: Происшествия
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Если в комитет по защите прав потребителей (КЗПП) приходит человек несчастного вида с помятой от волнения газетой бесплатных объявлений, то почти наверняка речь пойдет о проблемах, возникших в связи с установкой металлических дверей или ремонтом сложнобытовой техники.


Так, например, случилось с женщиной, которая вызвала по объявлению мастера, чтоб сменить компрессор в холодильнике. Довольная выполненным ремонтом, хозяйка расплатилась с ним оговоренной суммой в 1900 рублей. Но вскоре компрессор вновь вышел из строя. Тут оказалось, что претензию предъявить некому, потому что из данных о мастере у женщины есть только его подпись в гарантийной книжке. В КЗПП таких горе-мастеров называют шабашниками, причем с явно негативным оттенком. И просто не знают, как с ними бороться. Хорошо, что в данном случае известна фамилия мастера, которого, кстати, в комитете давно вычислили. Однако бывает, что пострадавшие могут описать ремонтника лишь визуально - "темненький такой, высокий". По таким данным найти человека невозможно. Главная причина, по которой люди обращаются к шабашникам, - более низкая цена за услугу. Иногда она оговаривается прямо на дому у клиента: мастер внимательно осмотрит поломку и авторитетно вынесет свой вердикт, а доверчивый клиент поведется на приманку. Но ведь известно, что скупой платит дважды. Одной бабульке мастер по объявлению поставил терморегулятор на холодильник. Тот, как и следовало ожидать, вскоре сломался. Разочаровавшись в первом мастере, бабушка вызвала другого - опять же по объявлению. Он поставил другой терморегулятор, а прежний забрал с собой. На резонный бабушкин вопрос, куда же, собственно, он забирает сломанный терморегулятор, последовал ответ: "А мы их на завод сдаем, на экспертизу". Любознательная бабушка выяснила, что второй мастер поставил на ее старенький двенадцатилетний холодильник еще более старый терморегулятор четырнадцати лет от роду. За который она, кстати, заплатила по магазинной цене. Сотрудники КЗПП предлагают обезопаситься от ловушки незаконных шабашников таким образом: мастер, к которому вы обращаетесь, должен предоставить вам определенную информацию. Во-первых, об исполнителе - свидетельство частного предпринимателя, где оговорено предоставление услуг по ремонту, указан адрес и телефон. Во-вторых, перечень оказываемых услуг, информация о ценах и гарантийных сроках. Обо всем этом можно справиться по телефону, и если мастер не готов предоставить эти сведения, то в его компетентности следует усомниться. Кроме того, мастер, осуществивший ремонт бытового прибора, должен выдать либо кассовый чек с наряд-заказом, либо квитанцию формы БО-1, где отображаются основные сведения о ремонте: дата приема и выполнения заказа, сроки гарантии и прочее. Шабашники, как правило, либо ничего не выдают клиенту, либо выдают расписку произвольной формы, либо квитанцию к приходному кассовому ордеру, который не является бланком строгой отчетности. Самое примечательное в этой истории, что даже если горе-мастер все-таки отыщется, то наказывать его фактически не за что: сейчас сертификация на предоставление услуг по ремонту бытовой техники переведена в разряд добровольных обязанностей. Поэтому наказать шабашника можно лишь за незаконное предпринимательство, чем занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями.