Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/32344/

Памятник "в розницу"

рубрика: Происшествия
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

Завтра, 30 октября, день рождения архитектора Николая Ивановича Поздеева. Может быть, не каждому известно это имя, поднятое из забвения недавно, но творения архитектора Поздеева знает буквально каждый. Часовня Александра Невского, будто перенесенная из русской сказки. Сретенская церковь в Депутатском переулке - целый сказочный город с шатрами, кокошниками, сплетенными воедино каменным кружевом.


Поздеев проектировал для разных городов, но больше всего для Ярославля, где прожил последние годы - 10 из отпущенных ему судьбой 38 лет. Тем более удивительно, что город ответил и продолжает отвечать ему черной неблагодарностью. За что - это само по себе загадка. Николай Иванович Поздеев родился в 1855 году в Калужской губернии. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств, работал архитектором в Москве. В Ярославль приехал в 1883 году, выиграв конкурс на замещение должности городского архитектора (по-современному - главного архитектора города) - ему тогда было 28 лет. По проектам Поздеева реконструировано и надстроено несколько зданий, построен дом фабриканта Дунаева на нынешнем проспекте Октября ("дом с мужиками"), но главными его работами стали часовня и Сретенская церковь. Их увидел Николай Васильевич Игумнов, один из владельцев Ярославской Большой мануфактуры, стоявшей тогда в ряду крупнейших фабрик России, и заказал Николаю Поздееву спроектировать и построить себе дом в Москве. Дом Игумнова на Якиманке, целый огромный дворец, "боярские палаты", как его иногда называют, стал с тех пор одной из достопримечательностей Москвы. С 1938 года и до сих пор в нем размещается резиденция французского посла. Несколько лет назад французское посольство издало огромную книгу, на роскошной бумаге, с шикарными иллюстрациями, целиком посвященную этому дому. В ней есть такие слова: "Это уникальная постройка... в ней сказочность и цельность "русского стиля". Архитектор, владелец, строители, ремесленники, декораторы стремились к совершенству". А для себя лично Поздеев построил дом в Ярославле. Скромный двухэтажный деревянный особнячок - сейчас № 10 на нынешней улице Терешковой. Вероятно, у него была семья, и он надеялся жить в этом доме долго и счастливо. О семье ничего неизвестно, а дом постепенно пришел в упадок. Еще несколько лет назад после расселения он имел вполне приличный вид. Его превращение в бомжатник, в мусорную свалку с регулярно повторяющимися пожарами - одна из самых постыдных страниц в истории города. После того, как в конце 1990-х годов принято правительственное решение о возможности приватизации памятников, Поздеевский дом был передан одному солидному ЗАО. Долгие и очень скурпулезные исследования здания глубоко разочаровали новых владельцев. Конструкции оказались сплошь прогнившими, и они обратились за разрешением воссоздать дом в кирпиче. Комитет историко-культурного наследия, руководствуясь действующим законодательством, не разрешил, и дом был продан частному лицу. Новая владелица, г-жа В., видимо, не рассчитала собственных сил. В доме случился пожар. За непринятие противопожарных мер ее оштрафовали на 20 тысяч рублей, после чего она поспешила от дома избавиться. В июне 2001 года владельцем стало некое ООО. Фирма подписала охранное обязательство и заказала проект реконструкции - в новом материале, с подземным гаражом - и стала ждать разрешения приступить к работе. Летом этого года случился очередной пожар. Слухи ходят разные. Люди с воображением вспоминают, что в самом начале домом заинтересовался некий кооператив, глава которого вскоре внезапно исчез, "так что тут что-то не то". Другие, отвергнув всякую мистику, судят просто: "Если сгорит все полностью, представляете, какая хорошая будет площадка под строительство!" Третьи ругают защитников старины, которые "довели дом до ручки". Четвертым на все наплевать, для них остатки дома - просто ближайшее место, куда можно вынести мусор. Кого винить? Комитет историко-культурного наследия с его обязанностью стоять на страже действующих законов? Руководство города, видящее в действиях комитета лишь препятствие для осуществления своих строительных планов? Запутанное федеральное законодательство и отсутствие местной законодательной базы, уточняющей темные места в деле охраны памятников? Можно, наверное, попробовать найти виновных в этом перечне или поискать их среди тех, кто здесь не назван. Мне лично кажется, что причина гибели этого дома - в позорном для города пренебрежении к самой памяти архитектора Поздеева. Неужели, если бы руководство города очень захотело, оно бы не сохранило этот дом? Но... Мэрия гордится появившейся недавно на улицах Исторической галереей - с портретами и кратким рассказом о тех, кто особенно много сделал для Ярославля. Щит, посвященный Николаю Поздееву, помещен на задворках Богоявленской площади, рядом с общественным туалетом... Впрочем, судьбу Поздеевского дома все равно надо решать. Недавно научно-методический совет областного департамента культуры согласовал эскизный проект его воссоздания. Автор Елена Богородицкая подтверждает плохое состояние срубов еще до пожаров. Проект предусматривает устройство металлического каркаса, сооружение стен из кирпича с утеплителем и обшивкой деревом с сохранением наличников, фрагментов крыльца, других фасадных элементов. Он разработан так, чтобы сохранить архитектуру, а в интерьерах - историческую планировку. Это новая технология, которую предстоит еще тоже согласовывать. Пойдет ли на это комитет? Сумеет ли автор проекта защитить свою идею? Но Елена Богородицкая убеждена: только так можно реанимировать этот дом, а кроме него, многие дома в центре, в Тверицах, в Рыбинске - те, что сегодня под угрозой полного исчезновения. Впрочем, до реанимации Поздеевскому дому надо еще дожить. Глядя на то, что осталось, убеждаешься, что он уже больше мертв, чем жив. И еще вопрос: если выживет, останется ли реанимированный дом памятником архитектуры, каким он считается до сих пор? Говорят, по закону, памятником может быть не обязательно здание в целом, но отдельно - фасад, отдельно планировка и т. п. Так что, возможно, Поздеевский дом станет у нас первым "памятником в розницу".