Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 11 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/33587/

"За последние десять лет женщины обнажились до неприличия"

рубрика: Происшествия
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Валерий ПЕТРОВ.

Трудно представить себе человека, как бы далек он ни был от модельного бизнеса, никогда не слышавшего имени Вячеслава Зайцева. Президент Московского дома моды, почетный гражданин Парижа и Иванова, мэтр российской моды Вячеслав Зайцев еще в далеком 1963 году ошеломил индустрию моды появлением на подиуме... телогреек. Верный творческому кредо, он продублировал свою дебютную идею мощного использования народных традиций в одежде почти четыре десятилетия спустя. Однако для большинства поклонниц ветреной моды имя Вячеслава Михайловича ассоциируется с темой запредельной, невозможной роскоши. Именно в этом ключе выполнена последняя коллекция кутюрье "Нашествие", подготовленная мэтром отечественной моды к 40-летию своей творческой деятельности. Вячеслав Зайцев преподнес показ этой коллекции в подарок к юбилею переславской вышивальной фабрики "Новый мир". После показа Вячеслав Михайлович дал интервью газете "Северный край".


- Какими судьбами мэтр отечественной моды, не балующий Россию своими показами - в гастрольном графике чередуются Милан, Париж, Сан-Франциско, - оказался с показом последней коллекции в провинции? - Меня попросила об этом Танечка (генеральный директор ЗАО "Новый мир" Татьяна Антоновна Юзвюк. - Авт.), мы давно с ней сотрудничаем. - А как началось ваше сотрудничество? - Это давняя дружба. Мы сблизились на "Бархатных сезонах" в Сочи. Когда появились первые разработки коллекционных тканей на фабрике, Татьяна Антоновна приезжала ко мне советоваться, мы обговаривали характер тканей. В результате этих консультаций я понял, что есть смысл вкладывать свой потенциал в эту фабрику. Директор "Нового мира" полна желания осваивать новое. В этом мы с ней очень похожи. Женщина она решительная, сильная, бескомпромиссная. С руководителем такого уровня приятно работать. - В коллекции, которую вы представили, использованы шелка из Лиона, кружева из Италии. Логичнее было бы показать коллекцию, выполненную из тканей "Нового мира". - Я показал коллекцию из новомирских тканей ранее, это была коллекция "прет-а-порте", повседневная. Таким образом, за совместно проделанную работу я отчитался. Директор "Нового мира" хотела, чтобы работники фабрики увидели, что такое настоящая коллекция от кутюр, коллекция роскоши. Признаться честно, я сам дурею от нее. Смотрю и не понимаю, как такое можно было создать. - Вы впервые в Переславле? - Нет, лет десять назад я уже здесь был, но многое забыто. Я много езжу по всему миру, по России. Вообще-то я крайне редко выезжаю с показами в такие маленькие провинциальные города - мои коллекции рассчитаны не на этот уровень. Но я получил огромное удовольствие именно от этой поездки. Здесь было сделано все - возможное и невозможное - чтобы этот показ состоялся - Ваша последняя коллекция называется "Нашествие". На кого она рассчитана? - На женщин элегантного возраста, рискованных, раскованных, владеющих собой, умеющих себя нести по жизни. - Коллекции "от кутюр" и "прет-а-порте" полярны. Первое - высокое искусство, второе - повседневность. То, что демонстрируют на подиуме модели, - непостижимо и невозможно прекрасно. Но согласитесь, что носить это каждый день немыслимо. Можно ли перенести хотя бы какие-нибудь детали в те наряды, из которых состоит гардероб обычных женщин, "не звезд"? - Вы знаете, как это ни странно, все, что я показал, можно и должно носить. Не какие-нибудь детали, а вполне конкретные модели. Уже есть заказы на юбки из кружева, сплетенного на коклюшках. Не успел показать, как пришел факс из Сан-Франциско: оказывается, одна бывшая топ-модель видела эту юбку на фотографии и "заболела" желанием иметь такую же. Очень многие вещи из этой коллекции доступны. Например, роскошные жаккардовые пальто с воротниками из крашеного песца. Этой зимой они уже появятся в Москве. И заказывают их отнюдь не худышки, а женщины вполне кустодиевских форм. - Кто же может себе это позволить? - Вас пугает постоянно встречающийся в моих комментариях эпитет "коллекция роскоши"? Уверяю вас, главное отнюдь не финансовый аспект. Это адресовано женщинам, которым есть куда в этом пойти, а это, согласитесь, несколько иное, чем толщина кошелька. - Вы практически не работаете над созданием одежды "прет-а-порте". Это принцип? - Я ушел от чистого "прет-а-порте", потому что у меня нет промышленных мощностей. Раньше я пытался вырваться на этот уровень, но, к сожалению, наши люди не готовы воспользоваться моими дарами. Все начинается великолепно: используются мои идеи, мы начинаем совместную работу, а потом... то начинают шить под своей маркой, то указывают мою, но не платят. Я сразу разрываю такие контракты. Единственная фирма, с которой я сейчас работаю, это "Проект компани": мы делаем мужскую коллекцию "прет-а-порте", и, надеюсь, это будет долгоиграющая пластинка. С Трехгорной мануфактурой начинаем выпуск постельного белья - тоже интересная для меня тема. Надеюсь, что-то получится из сотрудничества с переславской фабрикой "Новый мир". - Каким вы видите это сотрудничество? - Долгие годы я покупал кружевные полотна в Европе, а теперь, после того, как "Новый мир" приобрел новое оборудование, появилась возможность реализации эксклюзивных проектов. Огромный плюс уже в том, что ткани эти доступны по цене, это не те ткани, которые я приобретаю в Европе от 200 до 480 долларов за метр. Но фабрике необходим художник. Они вынуждены работать на клиента, а клиент консервативен, и они сдерживают свой потенциал. Это очень печально. Но я очень хочу помочь "Новому миру". - Какие разработки "Нового мира" вас сейчас больше всего привлекают? - Я сторонник тотального присутствия цвета на ткани: белое с белым, черное с черным. Поэтому я сейчас готовлю коллекцию из белого и черного шитья переславского производства, надеюсь к лету ее завершить, сделать объемной - тогда смогу показать. Есть совершенно замечательные отечественные ткани. Мы часто недооцениваем то, что есть рядом. В этом году была первая моя коллекция "прет-а-порте" за последние 10 лет - вся из отечественной ткани. Коли уж я вновь повернулся лицом к российской мануфактуре - последнее десятилетие я работал только с импортными тканями - есть повод обратить внимание на местных производителей, помочь им. Я могу это сделать. - Над какой темой вы хотели бы поработать? - Меня привлекает тема фольклора. Сейчас я весь в фольке, в ориентальном стиле. Это меня волнует в первую очередь потому, что необходимо отказаться от бесстыдства, которое существовало последнее десятилетие в моде. Женщины, на мой взгляд, обнажились до неприличия. Новое поколение в моде ориентируется только на Запад, в то время как у нас есть такие богатейшие возможности проникновения в тайны древнерусской культуры, народного национального костюма. Поэтому я всячески стараюсь вынести на подиум именно эту тему. Я 40 лет работаю в индустрии моды, у меня есть свое мировоззрение, свой взгляд на эту культуру, и мне безумно жалко, что мы недооцениваем своих возможностей. Вместо послесловия - Вы полагаете, все это будет носиться? - спросила я у Вячеслава Зайцева. - Я полагаю, что все это следует шить! Фото Валерия ПЕТРОВА.