Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 20 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/33792/

Чтобы бока не помяли

рубрика: Происшествия
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

Приехав на несколько дней из другого города в гости к друзьям, Александр не решился оставить новенький автомобиль на ночь без присмотра, а потому воспользовался услугами ближайшей платной автостоянки. Придя на следующий день за машиной, он обнаружил у нее разбитую фару и помятое крыло.


Александр обратился к охранникам стоянки, но те открестились: мол, не знаем, кто это сделал, тут несколько автомобилей въезжали и выезжали, может, кто из них помял. И, подумав, добавили: «А вдруг вы поставили уже помятую машину? Кто ее проверял, ведь вы заехали ночью». Однако забирать автомобиль в таком виде Александр отказался и отправился искать правду в комитет защиты прав потребителей. – Существуют специальные правила оказания услуг автостоянок, где прописано, как нужно действовать в сложившейся ситуации, – комментирует Татьяна Валерьевна ТИМОНИНА, юрисконсульт комитета по защите прав потребителей мэрии Ярославля. – В данном случае ответственность за повреждение автомобиля будет нести владелец автостоянки. Согласно правилам в случае повреждения машины во время хранения ее на автостоянке он обязан по требованию автовладельца составить соответствующий акт в двух экземплярах, который подписывается обеими сторонами. Когда все повреждения будут зафиксированы, автовладелец вправе предъявить хозяину стоянки письменную претензию и потребовать полного возмещения убытков. Если для определения их размера автовладельцу придется обращаться к эксперту, стоимость услуг этого специалиста также обязан возместить хозяин автостоянки. При этом на полное возмещение убытков правилами дается десять дней. Что касается подозрений охранников по поводу времени возникновения повреждений, то им следовало, принимая автомобиль на стоянку, провести внешний его осмотр и составить акт о наличии имеющихся повреждений, как это и предусмотрено правилами. Александр все сделал так, как ему порекомендовали в комитете. В претензии он потребовал возмещения стоимости разбитой фары, а также примерной стоимости ремонта помятого крыла. Владелец автостоянки лично встретился с Александром, и они договорились о сумме, которая устроила обоих. Но бывают более сложные случаи, когда трудно доказать, что авария произошла на стоянке. Виктор Иванович, как всегда, оставил свои «Жигули» на ночь на стоянке. Утром он забрал машину и поехал по делам. И только в середине дня заметил, что у машины не закрывается багажник. Вернувшись на автостоянку, он предъявил претензии охранникам. Те только руками развели: дескать, докажите, что мы виноваты. Авария могла произойти где угодно. Бедолага ничего не смог доказать, ситуация складывалась явно не в его пользу. – В данном случае очень трудно доказать, что удар в заднюю часть машины произошел на стоянке, – говорит Андрей Анатольевич НАГОЛЬНОВ, ведущий специалист комитета по защите прав потребителей. – Поэтому правилами предусмотрено при въезде машины на стоянку оформление сохранной расписки, в которой указывается номер машины, владелец, дата парковки машины, ее состояние и комплектность. Если есть на машине механические повреждения, допустим, царапина, в расписке должно быть указано, где она находится. Недавно мы проводили выборочную проверку 38 автостоянок всех районов города. Оказалось, что сохранные расписки практически нигде не оформляются. – Вправе ли потребитель потребовать оформления сохранной расписки? – Да, если автовладелец настаивает, хозяин автостоянки обязан выполнить его требование. Но до этого, как правило, дело не доходит по понятной причине: для слишком требовательного автовладельца попросту в следующий раз не найдется места на стоянке. А вообще, чтобы не ссориться с постоянными клиентами, хозяева обычно идут им навстречу. В Брагине был случай: на машине подменили новые стеклоочистительные щетки на старые. Автовладелец заметил это на стоянке. Поскольку подмену «проворонил» дежурный, ущерб потерпевшему был возмещен. – Какие еще случаи бывают по вине дежурных? – На одной из стоянок угнали машину. Дело было так. Вечером ее поставила женщина, а в пять часов утра забрал мужчина. Обычно постоянных клиентов дежурный знает в лицо, но этот был новенький. Охранник не только не спросил у него кассовый чек с указанием номера машины, но даже помог посетителю вывести машину из образовавшегося затора. После того, как она уехала, за ней пришла хозяйка. Теперь делом занимаются правоохранительные органы. – Вы сказали, что провели проверку автостоянок, много нарушений выявили? – Мы проверяли соблюдение на них правил оказания услуг и наличие всей необходимой информации для автовладельцев, которая должна размещаться на специальных стендах. Практически ни одна из проверенных нами автостоянок не располагала всей необходимой информацией. А она, к сведению автовладельцев, должна быть, включая в себя правила пользования автостоянками, перечень цен на услуги, образцы договора и сохранной расписки, адрес и телефон комитета по защите прав потребителей, информацию о дополнительных услугах, например мойке машин, подкачке колес. Кроме того, на стоянке должны быть правила санитарные, противопожарные и по технике безопасности. А сведения о владельце и часы работы стоянки должны быть обозначены на вывеске. – Что бы вы посоветовали владельцам машин, пользующимся услугами автостоянок? – Во-первых, ознакомиться с правилами. Во-вторых, прежде чем выезжать с территории автостоянки, внимательно осмотрите свою машину: не появились ли на ней повреждения и все ли в целости и сохранности.