Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 09 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/38354/

Передний мост, казалось бы, детали...

рубрика: Происшествия

В начале июня среди белого дня во Фрунзенском районе от здания ГИБДД (!) была угнана автомашина ВАЗ-2109 синего цвета. Спустя несколько часов в гараже в Красноперекопском районе были задержаны трое молодых мужчин, которые уже приступили к разборке похищенного автомобиля. Эти трое ранее привлекались к уголовной ответственности. Сейчас они проверяются на причастность к другим подобным преступлениям.


Помните народного мстителя Юрия Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля», шедшего во имя справедливости на преступление. Он угонял у нечестных граждан средство передвижения (которое в те времена, конечно же, было роскошью) и отдавал все вырученные за похищенные машины деньги детям... Сегодня автомобилей на дорогах стало намного больше, соответственно и угоняют их гораздо чаще. Только вот среди преступников Деточкины уже не встречаются. В области с начала года было похищено и угнано более четырехсот автомашин, включая и грузовой автотранспорт. Следует отметить, что угон и кража – это совсем не одно и то же. В статье 158 УК РФ указано, что кража – это тайное хищение чужого имущества с корыстной целью. А угон – это неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Наказания за эти составы преступлений тоже разные. Когда же милицией задерживается украденная машина, то угонщик, как правило, начинает рассказывать, что «взял машинку просто прокатиться». В этом году за 5 месяцев из 362 украденных и угнанных машин по горячим следам (т. е. в тот же день) было найдено 83, 155 машин найдены в процессе дальнейшей розыскной работы. Часть из них обнаруживается уже в разобранном виде. Ненавязчивый сервис По данным уголовного розыска, больше всего (около 80 процентов) в Ярославле и области воруют не новые, а уже «пожившие» машины. В основном переднеприводные «восьмерки» и «девятки», но и «классика» пока также пользуется спросом. Даже «копейки» угоняют. Все они похищаются для разбора на запчасти. Был случай, когда в Заволжском районе из гаража уволокли машину, которая даже была не на ходу. Но угоняют и на заказ. Например, попадает машина в аварию. Восстановлению после этого не подлежит, но целыми остаются детали с агрегатными номерами. Тогда «специалистами» выслеживается другая, точно такого же цвета (не важно, какого она возраста), и угоняется. А затем побывавший в ДТП автомобиль полностью перебирается с использованием деталей угнанного. Остатки этих машин нужно искать в подпольных автомастерских, коих сейчас расплодилось во множестве. Зачастую просто в гаражном кооперативе арендуется один из гаражей, на фанерке большими буквами пишется что-то типа «Автоуслуги», и ненавязчивый сервис готов. Такие мастерские работают до первого посещения их милицией, так как никаких документов на осуществление этой деятельности у них, конечно же, нет. Как-то в Красноперекопском районе в гаражном кооперативе на юго-западной окружной дороге угнали красную «девятку». Через неделю хозяин угнанной машины шел с другом к своему гаражу и буквально в двадцати метрах от него, в другом гараже этого же кооператива, трое ушлых молодцов предложили ему по дешевке запчасти, в которых пострадавший узнал останки своей машины. И пока он «торговался» с продавцами, его друг, побежав «за деньгами», вернулся туда с сотрудниками милиции. Оказалось, что «автобизнесмены» – жители п. Щедрино, занимаясь этим промыслом на постоянной основе, совершили пять таких краж. Как говорит начальник отдела УУР УВД А. В. Круглов, обычно автовладельцев, чьи гаражи находятся рядом с гаражами таких «народных умельцев», не интересует, почему там так часто меняются машины и чем именно занимаются темные личности, стуча и бренча круглосуточно, пока лично их это не касается. А ведь в милиции есть телефон доверия 72-61-23, по которому можно анонимно сообщить обо всех подозрительных случаях. И если бы люди не боялись проявить свою гражданскую позицию, то таких преступлений было бы меньше. Но у нас по-прежнему в чести поговорка «Моя хата с краю...». Невероятные приключения итальянца в России... Дорогие иномарки крадут не на запчасти, а для последующей реализации по фальшивым документам. Такие кражи составляют около 15 процентов от общего количества, возраст автомашин где-то до 10 лет. Еще с этой же целью воруют и новые отечественные машины последних поколений. Особенно внимательными нужно быть автовладельцам, на чьих машинах транзитные номера. Такие авто очень удобны для угона. Кражи готовятся заранее. Машину выслеживают и, выбрав удобный момент, «уводят». Затем ставят в «темный» гараж (на языке оперативников – «отстойник»), а позже перегоняют в другой регион. Весной в Ярославле произошел интересный случай – необычная кража дорогой иномарки. Некий 30-летний итальянец, приехавший в Россию по туристической визе, взял на два дня в автопрокате годовалую белоснежную «Рено-Клио». Поначалу его заинтересовал более крутой «Мерседес», но эта машина уже была заказана. И взяв «Рено», итальянец исчез в неизвестном направлении. Чуть позже выяснилось, что этот же человек в Москве аналогичным образом взял в прокатах две дорогие иномарки (одна из них «Мерседес»), в Санкт-Петербурге один из прокатов также лишился супердорогого авто. Сейчас его поисками усиленно занимаются правоохранительные органы. Позвони мне, позвони... Существует и такой бизнес, когда угнанную машину (обычно новую или почти новую) продают за полцены... хозяину. Машину угоняют, а спустя некоторое время звонят безутешному автовладельцу и предлагают купить информацию о его «ласточке» за энную сумму. Хозяин соглашается и, влезая в долги, выкупает свой автомобиль. В милицию по поводу таких вымогательств чаще всего не обращаются. И совершенно необоснованно, считают сотрудники уголовного розыска. Ведь в этом случае преступники через посредников общаются с потерпевшими, и выследить их и задержать вполне реально. Таких преступлений – 5–6 процентов от общего количества. В остальных случаях пропажи машин – это угоны. Задержанные угонщики обычно называют следующие причины, из-за которых им «пришлось взять» чужое: доехать нужно было или прокатиться хотел. Для этих целей угоняют даже автобусы и трактора: ну очень нужно было доехать. Кроме угонов и краж, существуют такие виды преступлений, как грабежи и разбои. Из-за машин совершаются даже убийства. Преступный бизнес на кражах автомобилей достаточно прибылен и не слишком трудоемок, а потому очень привлекателен. Автовладельцам об этом забывать не следует и, покупая «железного коня», нужно позаботиться о его сохранности. Поскольку около половины краж происходит именно из неохраняемых гаражей, то тема солидарности членов гаражных кооперативов актуальности не теряет. Есть и маленькие хитрости, которые могут «испортить жизнь» ворам: – не оставляйте много бензина в баке: если угонят, далеко не уедут; – ставьте машину в освещенных местах; – не экономьте на охране своего имущества, скупой платит дважды. И уж если сегодня вам предлагают купить капот от «десятки» за полторы тысячи рублей (скорее всего это запчасть с «паленой» автомашины), и вы, зная это, все же его покупаете, то не удивляйтесь, если завтра соседу предложат крыло вашей автомашины. Ведь как известно, спрос рождает предложение. Даниил КАРИМОВ.