Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 16 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/38468/

Чтоб в синей Волге не тонули корабли

рубрика: Происшествия

На днях коллекция Мышкинского этнографического музея под открытым небом пополнилась небольшой баржой, извлеченной со дна Волги практически в черте города. Расчистку русла от накопившегося в нем хлама ведут московские подводники.С их помощью и радением известного краеведа и писателя Владимира Гречухина большие и малые волжские «титаники» уже составили небольшую экспозицию музея. Отшвартовались на берегу рыбацкие фелюги, буксиры, лодки-завозни и даже небольшой ледокол. На участке Волги выше плотины ГЭС, который контролирует Рыбинский линейный отдел государственной судовой инспекции, всевозможных «титаников» немало и на дне, и по берегам. Так что работы у подводников непочатый край.


Затонувшие или просто брошенные хозяевами на прибрежных отмелях баржи, понтоны и катера – незавидное украшение для Волги, свидетельство нашего бескультурья и бесхозяйственности. Да и небезобидны эти рукотворные рифы для судоходства, водного спорта и экологии, как всякий мусор или стоки. Еще двадцать лет назад наша газета подняла проблему очистки рек от железного хлама. «Запланированные кораблекрушения, или Концы в воду» – так назывался опубликованный в августе1984 года репортаж с борта катера Ярославского линейного участка судовой инспекции. Рейд на катере вдоль берегов Волги был предпринят по сигналу яхтсменов моторного завода. Накануне в протоку за Нижним островом буксир втолкнул баржу «Кушка» водоизмещением аж 600 тонн. Покачавшись на волнах, она накренилась и, пустив из трюмов пузыри, прочно осела на песчаной дамбе у яхт-клуба. Это был уже не первый «подарок» яхтсменам. Ярославским линейным участком от Горьковской плотины до Рыбинской в то время заведовал капитан-инспектор Лев Григорьевич Дуров, ветеран речного флота, гроза нарушителей порядка на Волге. Он с готовностью встретил предложение журналистов поднять тему бесхозных судов. Вместе мы и отправились обозревать останки затонувших кораблей, выяснять их принадлежность. От Прусова до Летешовки мы обнаружили в Волге и на берегах не одну сотню тонн металлолома. Представили добытые данные инспекторам «Вторчермета», наделенным тогда правом карать штрафами хозяев не сданного утиля. Нельзя сказать, чтобы дело сразу сдвинулось с мертвой точки. В то время цены на металлолом были такие, что разрезать баржу стоило в два раза дороже, чем сдать 100 тонн стали, с нее полученной. К примеру, речной порт резал на металл списанный тральщик лет пять. С «Кушки» сняли только надстройку. Долго еще лежало на отмели у Нижнего острова днище баржи, возившей минерально-строительные грузы и с ними вместе затонувшей. Как теперь обстоят дела на Волге возле Ярославля? Лев Григорьевич на пенсии. Десять лет, как на смену ему пришел капитан-инспектор Сергей Алексеевич Орлов. – Почистили против прежнего Волгу, – сообщил он. – Металл стоит дорого. У предпринимателей появился интерес его добывать даже со дна реки. Занимаются подъемом и заготовкой металла из старых судов речной порт, фирма «Артмаркет», несколько барж порезал кооператив «Нептун». Остались только те суда, хозяев которых не удалось найти. Без них никто резать чужую собственность не вправе. Еще два года назад интересующей вас проблемой озаботилась природоохранная прокуратура. Вот посмотрите мой отчет. В том отчете брошенных кораблей значилось не так много, как двадцать лет назад. Возле Брагина у старого сажевого завода лежала затонувшая баржа-двухсоттонник фирмы со знаковым названием «Экология». Ее в прошлом году подняли. Отправили в последний рейс две баржи-скотницы, долго перегораживавшие устье Которосли и принадлежавшие предпринимателю Сергею Басову. Ниже по течению Волги убран понтон плавкрана АОЗТ «Прибой». Увели из реки отслуживший свой век буксир-толкач «Белосток». Что осталось, можно увидеть своими глазами. А их мозолит горожанам брошенный в устье Которосли теплоход «Тулома». Некогда он работал на Шексне. А в начале перестройки судно для своего бизнеса приспособила фирма «БСБ» Сергея Басова. Теплоход сидит на мели уже несколько лет. Сергея Борисовича след простыл. По адресам и телефонам, указанным в регистрационных документах судовой инспекции, его не нашли. Судно давно прохудилось. Не исключено, что солярка и масло из его машинного отделения и отсеков с горючим сочатся в реку. Судно было бы хорошей поживой для сборщиков металла. Только чермета в его корпусе более 100 тонн. Но без хозяина этой пока еще годной на переплавку судостроительной сталью распорядиться нельзя. Вряд ли найдется хозяин у баржи водоизмещением 150 тонн, служившей причалом Тутаевскому кирпичному заводу, что возле села Кузьминского. Завод, приобретенный СХПК имени Калинина, уже давно исчез с лица земли, и некому убрать этот мусор из реки. В устье речки Летешовки много лет так и стоит железная фелюга. Ее принадлежность также не выяснена. Торчит в протоке у второго грузового района секция сухогруза водоизмещением 300 тонн. Ее помаленьку режет речной порт. В Улькове выше пристани «украшает» берег ничейная 100-тонная баржа, а пониже Крестцова уже 10 лет гниет полузатопленный теплоход типа «Колхозница». К сожалению, нет закона, чтобы через определенное время изымать из собственности брошенные суда, не представлявшиеся к осмотру в Государственную судоходную инспекцию. И пока его нет, придется мириться с «титаниками», уродующими берега Волги. Андрей СОЛЕНИКОВ. На снимках: корабельная экспозиция Мышкинского народного музея; теплоход «Тулома» – один из волжских «титаников».