Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/38701/

Как избавиться от роскоши

рубрика: Происшествия

Порой в глухом углу тихого городского дворика можно заметить останки того, что некогда называлось автомобилем. Чаще всего это старые отечественные машины, уже давно снятые с производства. Своим хозяевам они сделались обременительными, а иногда и самих хозяев в живых уже нет.


Постепенно машины лишаются небольших деталей отделки: всяких ручек и эмблем, потом исчезают колёса, и постепенно на этом месте остается лишь ободранный проржавевший, а то и сожженный кузов. Подобные картины нередко приходится видеть на обочинах дорог в окрестностях Ярославля, на окраинных пустырях… А вот на Дальнем Востоке, рассказывают, овраги и леса буквально завалены подержанными японскими автомобилями, которые нет резона ремонтировать, дешевле купить другой. Проблема утилизации отслуживших свое автомобилей на Западе возникла уже лет тридцать назад. Тогда автосвалки представляли собой огромные площадки, где техника просто складировалась. Но безмерно расширять их территорию было невозможно, к тому же предприимчивые господа смекнули, что на этом деле можно неплохо заработать. Ныне в странах Европы, в США и Японии из утилизации старых машин сделали вполне прибыльный бизнес. Там специализированные организации за вполне умеренную плату принимают у граждан надоевшее им авто. Автовладельцам выгоднее заплатить за утилизацию машины, чем тратиться на то, чтобы продлить её содержание. У нас же автомобиль по-прежнему оставался роскошью, поэтому латаные-перелатаные машины бегали по дорогам несколько десятков лет. Даже сейчас ещё можно встретить экземпляры полувековой давности. В России первыми задумались об избавлении от автохлама власти крупнейших мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в столице уже около десяти лет действует специальное распоряжение мэра об утилизации старых автомобилей. Ликвидацией брошенных и ненужных машин занимаются ДЕЗы. Если автовладельцу надоело его средство передвижения и оно не имеет перспектив быть проданным даже на запчасти, то хозяину необходимо написать заявление в ДЕЗ. Все расходы берет на себя в этом случае городская казна. А кто занимается утилизацией авторухляди в Ярославле? – Если вы хотите расстаться со своим автомобилем окончательно, то его, прежде всего, необходимо снять с учета. А дальше – уже решать проблему с ликвидацией, – так нам пояснили в ГИБДД. По словам сотрудников автоинспекции, граждане выбирают один из следующих путей. Кто-то подает объявление в газету о продаже автомобиля на запчасти. Другие «доверяют» машину на растерзание местным варварам. И примерно через месяц от неё не остается почти ничего. Однако, многие норовят «разделаться» с техникой сами. С неё можно снять и вытащить всё, что хоть как-то может ещё пригодиться. Что-то, возможно, удастся потом продать, что-то можно оставить в гараже или приспособить на даче. Прочие же детали и узлы, и, в первую очередь, кузова, часто можно увидеть на крышах гаражей, в глубоких канавах и лесопосадках вдоль дорог. Но есть и другой, цивилизованный путь ликвидации автомобилей: – Да, мы можем принять на утилизацию автомобиль. Но доставку металлолома должен взять на себя владелец, используя специализированную технику – эвакуатор или обычные кран и грузовик, – рассказал диспетчер АО «Вторчермет». Причем, возиться с разборкой машины не требуется – её можно привезти целиком. Автовладельцу даже заплатят за доставленный груз – 500 рублей. В Москве, напомним, он ничего не получает, а за «бугром» наоборот, платит сам. Но так как услуги по доставке стоят денег, сравнимых с суммой, что удастся выручить за доставленный «товар», а порой и превосходящих ее, то очереди желающих избавиться от отжившей срок машины во «Вторчермете» не наблюдается. В отделе сбора и утилизации отходов департамента городского хозяйства ярославской мэрии на наш вопрос о роли чиновничества в решении интересующей нас проблемы ответили просто: – Этого нам только для полного счастья и не хватало! Впрочем, послали не очень далеко, не дальше городской свалки. Посоветовали осведомиться у директора полигона «Скоково» Валерия Равинского. Валерий Анатольевич сообщил следующее: – Мысли об утилизации старых автомашин у нас есть, но вопрос пока ещё не проработан в деталях, прежде всего, с экономической стороны. Новый вид деятельности – это новые рабочие места, поскольку каждый автомобиль должен быть разобран, рассортирован на лом черных и цветных металлов, отдельно отобраны аккумуляторы и прочее. То, что не подлежит вторичной переработке, можно будет захоронить на полигоне. Наши площади позволяют это. И мы займемся этим в будущем. Пока же проблема не стоит столь остро, как, например, в Москве. О неизбежном наступлении зимы в наших краях чиновники и руководители жизнеобеспечивающих предприятий, впрочем, тоже заблаговременно знают. Но как-то это время года всегда застает их врасплох… Скоро, может статься, и у нас, как на Дальнем Востоке, станет некуда ступить от автохлама. А хорошие мысли так мыслями и останутся... Александр БУНТОВ.