Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 12 августа 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/38929/

Пираты нового века

рубрика: Происшествия

Торговые и пассажирские суда ныне практически беззащитны перед нападениями пиратов. Экипажи не имеют оружия, в лучшем случае пистолет есть у капитана. Разработаны технологии, которые позволяют отбивать нападения пиратов с помощью тока высокого напряжения, пропускаемого через внешний контур судна, однако подобные инновации очень дороги, и на них не идет большинство судовладельцев. Иногда команды пытаются отбивать нападения с помощью водометов, но риск очень велик – в ответ пираты часто открывают пулеметный огонь.


В 1960 – 1970-е годы были отмечены даже нападения пиратов на прибрежные города и поселки Филиппин, Шри-Ланки, Малайзии. В ряде случаев пираты убивали или захватывали в заложники местных полицейских. Сейчас пираты на землю не покушаются, но в океане хозяйничают по-прежнему. По данным Международного бюро по мореплаванию, число пиратских нападений постоянно увеличивается, прямой ущерб от них составляет примерно 16 – 18 млрд. долларов в год. За последние годы пираты ограбили суда 62 стран. В 1998 – 2002 годах было совершено 1228 атак. Если раньше пираты отдавали предпочтение мелким тихоходным судам, то ныне они успешно захватывают и быстроходные крупнотоннажные корабли. За последние пять лет было захвачено 25 таких судов. Лишь за одну неделю с 22 по 28 июля 2003 года в мире было зарегистрировано 8 случаев нападений пиратов: они произошли вблизи побережья Бангладеш, Бразилии, Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. В первом полугодии 2003 года пиратских нападений на морские суда было почти в полтора раза больше (234), чем в первом полугодии 2002-го. В результате нападений на корабли в 2003 году погибли 16 человек, 20 пропали без вести, 116 получили ранения, 193 стали заложниками. Чаще всего пираты нападают на сухогрузы и танкеры. Они, как правило, ограничиваются деньгами, хранящимися в капитанском сейфе, и сбережениями матросов и пассажиров, однако периодически фиксируются случаи, когда они полностью похищают грузы, а иногда и сам корабль. Захваченные корабли получают новые названия, перерегистрируются и перепродаются. Пираты активно вовлечены в операции по перевозке контрабанды, наркотиков, оружия, рабов и сотрудничают с преступными сообществами. Теоретически возможно предположить, что в ближайшем будущем пираты и криминальные структуры обзаведутся не только надводными, но и подводными силами. Попытки сделать это уже фиксировались. Колумбийские наркоторговцы в конце 1990-х годов пытались построить подводную лодку – спецслужбы совершенно случайно обнаружили ангар, где строилась субмарина. Тогда же спецслужбами США была сорвана сделка по продаже советских подводных лодок-«малюток» латиноамериканским преступным группировкам. Washington ProFile.