Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 04 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/41962/

Эта земля будет нашей

рубрика: Происшествия

Ярославцы, продающие или покупающие квартиру, обязаны пройти через учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По просьбе наших читателей его руководитель – главный государственный регистратор прав Ярославской области Мария Бузаджи – рассказала корреспонденту «Северного края», как правильно оформить документы на недвижимость.


– Учреждение юстиции от имени государства регистрирует права на недвижимость и сделки с этим имуществом. Государственная регистрация включает в себя оформление права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним в простой письменной форме, правовую экспертизу документов, ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), выдачу документов о государственной регистрации и информации о зарегистрированных правах, ведение учета арестов и запрещений. На каждый зарегистрированный объект недвижимости: квартиру, любое жилое и нежилое помещение, земельный участок, леса, водные объекты, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы – заводится дело правоустанавливающих документов, которое подлежит вечному хранению в учреждении юстиции. Помимо прав на недвижимость, мы регистрируем также аренду, право хозяйственного ведения и оперативного управления, бессрочного постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения на землю, различного рода обременения: ипотеку, передачу имущества в доверительное управление, сервитуты. – Допустим, я вступаю в права наследства на квартиру. Что я должен сделать в первую очередь? – Обратиться к нотариусу по месту открытия наследства. Перед получением свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию вы должны запросить в учреждении юстиции сведения из ЕГРП, действительно ли этот объект недвижимости принадлежит наследодателю. После получения документов у нотариуса вы должны обратиться в учреждение юстиции для регистрации права собственности. – Если я хочу продать свою квартиру, куда мне лучше пойти – в учреждение юстиции или к нотариусу? – После вступления в действие 1 января 1996 года II части Гражданского кодекса РФ не требуют обязательного нотариального удостоверения сделки с недвижимостью нежилого назначения: гаражами, садовыми домиками, хозяйственными строениями, иными зданиями, помещениями и сооружениями нежилого назначения независимо от того, кто их заключает – граждане или организации. С 31 января 1998 года отменено обязательное нотариальное удостоверение сделок, совершаемых гражданами с недвижимостью жилого назначения: квартирами, комнатами, жилыми домами, дачами, а также земельными участками. Право собственности у вас возникает только после его регистрации в учреждении юстиции. Даже если кто-то у нотариуса удостоверил договор купли-продажи квартиры, но не пришел к нам за регистрацией, он не становится собственником. В учреждении юстиции регистрация сделки и права производится одновременно. К тому же стоимость регистрации сделки с недвижимостью у нас и у нотариуса различна. В учреждении юстиции это фиксированная плата, не зависящая от суммы сделки – 250 рублей за месяц и 300 рублей за две недели, а у нотариуса – полтора процента от суммы договора. – У гражданина есть земельный участок и частный дом, унаследованные до 1998 года. Есть документы от нотариуса, в БТИ и земельном комитете зарегистрированы права на имущество, на руках соответствующие свидетельства. Нужно проводить госрегистрацию недвижимости? – Можно жить хоть сто лет спокойно. Государство признает право на это имущество. Но перед тем, как совершить сделку с этой недвижимостью, гражданин должен зарегистрировать у нас право собственности на объект недвижимости, что может быть сделано одновременно с совершением сделки. – Что изменилось после вступления в силу Земельного кодекса РФ 30 октября 2001 года? – Теперь гражданам не предоставляются земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Однако право пожизненного наследуемого владения, приобретенного гражданином до вступления в силу Земельного кодекса РФ, сохраняется и может быть передано по наследству. Также у граждан сохраняется и право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее до вступления в силу Земельного кодекса РФ. При этом все юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2004 года. – Как мне оформить право собственности на землю, если я участник садоводческого товарищества? Кто владелец земли – его участники или все товарищество? – Участнику садоводческого товарищества необходимо обратиться в местный земельный комитет, где находится земля, для оформления постановления главы муниципального образования об отводе земельного участка и его кадастрового плана. При наличии этих документов право гражданина на земельный участок будет зарегистрировано в учреждении юстиции. – Можно ли члену садоводческого товарищества зарегистрировать право на садовый домик за собой? – Конечно, одновременно с регистрацией права на земельный участок. Для этого гражданин должен взять у председателя садоводческого товарищества справку о полной выплате паевого взноса по установленной форме и в БТИ оформить копию технического паспорта на садовый дом. На основании этих документов в учреждении юстиции будет выдано свидетельство о государственной регистрации права на садовый дом. Так же регистрируются права на земельные участки и гаражи в гаражно-строительных кооперативах. А вот для регистрации права на квартиру в ЖСК не требуется оформлять права на землю. Нужна только справка о полной выплате паевого взноса и копия технического паспорта на квартиру. – Нужно ли оформлять какие-либо дополнительные документы, если гражданин приватизировал квартиру в Ярославле через муниципальное агентство по приватизации? – Если вы приватизировали квартиру до 31 января 1998 года и договор приватизации зарегистрировали в БТИ, то право на квартиру признается юридически действительным. После указанного срока право на приватизированную квартиру возникает с момента государственной регистрации в учреждении юстиции. – Насколько мне известно, еще год назад людям вместе с договором о приватизации выдавали и документ о госрегистрации... – Такая практика не всегда соответствовала законодательству. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на основании договора о приватизации, а не наоборот. – Зачем нужно преобразование представительств вашего учреждения в районах в филиалы? – Для того, чтобы людям было удобно, мы стремимся организовать в каждом муниципальном округе самостоятельно работающие структуры. Представительства сами не могут заниматься государственной регистрацией, госсотрудники работают как курьеры: принимают документы, затем привозят их в Ярославль, где проводится правовая экспертиза и государственная регистрация, везут обратно и выдают гражданам. С 1 января 2003 года созданы филиалы во всех муниципальных округах, которые проводят госрегистрацию на местах. Кроме того, по федеральной и региональной программам развития государственной регистрации до конца 2003 года мы должны создать Единый государственный реестр прав на электронных носителях. К концу 2006 года ЕГРП должен быть создан на всей территории России. – У вас в учреждении бывают очереди? – На регистрацию права на объекты недвижимости очередей нет. К сожалению, сохраняется очередь на регистрацию сделок, запись желающих на 3 недели вперед, потому что многие предпочитают совершать сделки в простой письменной форме. Более того, с этого года в гражданский оборот дополнительно вовлекается большое количество объектов недвижимости (земля, строения и т. д.), подлежащих обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции. Организационно мы в состоянии увеличить число принимаемых документов для оформления сделок, но нам не хватает площадей для создания дополнительных рабочих мест. Беседовал Сергей КУЛАКОВ. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.