Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/44786/

Льготы есть. Но их – нет

рубрика: Происшествия
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ.

Тем временем


В конце прошлой недели пассажиры автобусных рейсов Ярославль – Борисоглеб и Ярославль – Переславль, имеющие право на льготы, оказались в дурацком (иного слова не подберешь) положении. На кассах автовокзала сиротливо висела табличка: «В связи с тяжелым материальным положением Переславского и Борисоглебского АТП предоставление льгот на эти рейсы отменяется». Для того, кто давно живет в России и постоянно носит с собой заначку, дело обернулось финансовыми потерями. Гораздо хуже пришлось, например, бабушке, лечившейся три недели в областной больнице и ни сном ни духом не ведавшей, что на оставшиеся у нее 20 рублей ее довезут в лучшем случае до Шопши. Кассиры были непреклонны, как статуи, а директор автовокзала механически повторял текст объявления. Апелляции к закону не помогли, и старушка, повторяя фамилии, которые вся страна ежедневно слышит по телевизору, отправилась ловить попутку. Судя по тому, что через пару часов ее возле автовокзала не было, милосердие общественное у нас значительно опережает государ-ственное. Начальник отдела пассажирских перевозок ФГУП «Яроблтранском» Владимир Иванович Сапожников, комментируя этот эпизод, пояснил, что льготы на самом деле никто не отменял. Но если по районным АТП Яро-славской области экономическая ситуация и без того тяжелая, то в двух означенных МО она просто катастрофическая. Льготы профинансированы из бюджетов чуть более чем на шестьдесят процентов и за полгода проезжены начисто. Особенно досаждают автотранспортникам как раз старушки – ветераны труда, то и дело мотающиеся по своим огородно-садовым участкам. На одном из последних рейсов Ростов – Ярославль льготникам оказано услуг на сумму больше чем в тысячу рублей. И в принципе, эти деньги должны быть компенсированы либо теми, кто льготы предоставлял, либо пассажирами, проезжающими на общих основаниях. Персонально же старушке руководитель пассажир-ских перевозок порекомендовал метод, изобретенный еще Жванецким и озвученный Райкиным (помните: огородами, огородами – ушел к Котовскому). Применительно к автотранспортной ситуации это могло выглядеть так: до-браться до Ростова на льготном автобусе, а затем на автобусе Ростов – Борисоглеб непосредственно до дому. Правда, старушке нужно было в Переславль (а там, как не крои маршрут, от Кулакова до Говырина десять верст пешком, да и до Кулакова ходит один автобус в день). Вероятность же до-браться от Ростова до Борисоглеба без денег тоже стремится к нулю. В самом крайнем случае руководитель пассажирских перевозок советовал обращаться прямо к нему, благо находится он тут же, на автовокзале. К тому же на столе у Владимира Ивановича уже лежит депеша из Ростова со слезной просьбой снять все льготы и на этом маршруте. И то: все ломанулись, а мы что, рыжие? Всем тяжко, не только им... Если завтра подобные «крики о помощи» не напишут остальные директора АТП, это будет просто нарушением законов жанра. Слов нет, автотранспортные предприятия с трудом перебиваются с солярки на бензин, что еще усугубляется обвальным ростом цен на то и другое. Но у этой истории есть и оборотная сторона: правительство обещало компенсировать часть отменяемых льгот деньгами. В нашем же случае денег нет ни на покрытие убытков для АТП, ни для тех, кто по закону имеет право на бесплатный проезд. Действительно, с какой стати компенсировать льготы, которые еще вовсю используются населением? Так, может быть, денег нет вообще? Тогда имеет смысл сказать об этом прямо, что будет, конечно, неприятно. Но, по крайней мере, морального вреда можно будет избежать.