Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/44844/

Водитель, ты прав!

рубрика: Происшествия

В связи с принудительным (против воли подавляющего большинства автомобилистов) введением нового закона об автогражданке у водителей, поездивших какое-то время


в новых условиях, появились вопросы, на которые мы попросили ответить юриста Нелли ЦАПУРИНУ. – Правомерно ли штрафовать собственника автомобиля, если при наличии договора обязательного страхования он позволил управлять своей машиной лицу с водительским удостоверением, но не внесенному в список лиц, допущенных к управлению автомобилем при заключении договора обязательного страхования гражданской собственности владельцев транспортных средств (при этом собственник автомобиля находится рядом, на пассажир-ском месте)? – Следует различать три вида правоотношений: отношения собственности, страховые правоотношения и административные правоотношения. В соответствии с правом собственности на автомобиль владелец вправе распорядиться своим автомобилем, позволить управлять транспортным средством другим лицам при наличии у тех водительского удостоверения, предоставлять доверенность на управление автомобилем или находиться в салоне во время управления автомобилем другим лицом, если у того доверенности нет. Штрафовать собственника машины только за то, что он усадил за руль другого водителя, означает ограничение права собственности. Административные правоотношения возникают у гражданина с государством, когда государство возлагает на гражданина какую-либо обязанность, в нашем случае – по заключению договора обязательного страхования. Основанием для административной ответственности за невыполнение этой обязанности является только одно – отсутствие договора ОСАГО. А договор как раз и был в наличии. Так что оснований для привлечения к административной ответственности собственника автомобиля, который заключил договор ОСАГО, у сотрудников ГИБДД никаких в данном случае не было. Им дано право только убедиться в наличии договора ОСАГО, но не диктовать условия содержания такого договора. Страховые правоотношения возникают у гражданина со страховой компанией, когда он заключил договор. И список лиц, допущенных к управлению данным автомобилем, входит в предмет договора и является документом для взаимоотношений между страховой компанией и гражданином-страхователем. И этот список обсуждается только со страховой компанией и ни в коей мере не является предметом для обсуждения в административных правоотношениях гражданина с ГИБДД. Когда гражданин усадил за руль собственного автомобиля другого водителя, который не входит в перечень лиц, допущенных к управлению машиной, у него наступит ответственность, но в рамках страхового правоотношения. Она предусмотрена и законом об ОСАГО, и правилами ОСАГО и будет следующей: в случае совершения ДТП лицом, не включенным в список, при наступлении страхового случая и обязанности страховой компании оплатить потерпевшим ущерб эти суммы в порядке регрессного иска будут взысканы с собственника автомобиля, который поступил так опрометчиво. Тактика вашего поведения в подобной ситуации такова. Если инспектор ГИБДД намерен составить протокол, несмотря на ваши возражения, не препятствуйте ему в этом и не пытайтесь «договориться». После составления протокола все свои возражения направьте непосредственно начальнику этого инспектора в письменном виде. Если за рулем вашего застрахованного автомобиля находился водитель с наличием доверенности, но в ваше отсутствие, действовать ему следует точно так же.