Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 29 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/49550/

Женский взгляд

рубрика: Происшествия
Автор: Лариса ДРАЧ.

«Дама с птицей», «Дама ссобачкой», «Афродита»... Чарующая вселенная женских образов оживает на полотнах художницы Елены Ширяевой. Персональная выставка, приуроченная к юбилею автора, открылась в выставочном зале Союза художников.


У Елены Ширяевой абсолютно женский взгляд на жизнь, на окружающий мир. В ее пейзажах и изящных натюрмортах угадывается отсутствующая на полотне, но находящаяся где­то рядом Ее Величество Женщина. Ее работы абсолютно логичны, но это – другая, не мужская логика. Поэтому никто не удивляется, что громоздкий носорог из африканской серии кокетливо сжимает во рту крохотный цветочек, а его фундаментальные ножищи, попирающие земную твердь, украшены маникюром. Даже страшный тигр у Елены Ширяевой (когтищи – во!, зубищи – ого­го!) и тот воспринимается как персонаж сказки, которую рассказывает мама перед сном своей маленькой дочке. А в маминых сказках что? Правильно! Непременно счастливый конец. Елене Ширяевой удивительно удается обнаженная натура – трудный, пограничный жанр, где так легко скатиться от изящной эротики в пропасть пошлости. Но ню­силуэты, рожденные полетом фантазии художницы, несмотря на вполне земную их желанность и притягательность, отстранены от всяческих посягательств. Они пришли к нам из еще не сформировавшихся мечтаний взрослеющих мальчиков о единственной и неповторимой женщине в их жизни. – Динамика, композиция... Не отрезать, ни прибавить! – рассуждают у полотна Елены Ширяевой ее собратья по цеху. Напрасный труд проверить алгеброй гармонию! Эй, а где же душа? Вы меня слышите, рыцари мольберта и кавалеры кисточек? Ведь это она, невесомая, но осязаемая, плещется через край полотен, обрушивая на ошарашенного зрителя водопад любви художницы ко всему живому. Нет, не слышат, бормочут что­то про скучную композицию, технику письма... Эдак вы никогда ничего не поймете ни про Елену Прекрасную (да простит меня Елена Глебовна за эту искреннюю фамильярность), ни про женщин вообще. Вот и единственный мужской персонаж, присутствующий на расписанном шелке картины (художница работает в технике батика), глубоко о чем­то задумался. Думай, думай, бородач с трубкой, постигай ту вселенную, имя которой Ее Величество Женщина. А иначе «зачем на земле этой грешной живешь»?