Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 08 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/49681/

Тяп­ляп­маляры

рубрика: Происшествия
Автор: Семен АВДЕЕВ.

Обшарпанные стены с непотребными надписями, мимо которых мамы стесняются водить своих детишек. Выбитые стекла и сломанные входные двери. Так выглядят сотни подъездов в Ярославле. Жильцы слезно умоляют радетелей из жилищно-коммунальных контор сделать им ремонт. Завидуют жителям соседних домов, где ремонт сделали. Мечтают о таком же счастье.


Во второй половине мая завершен ремонт в шестом подъезде дома № 25 по улице Спартаковской. И что же? Оценка дана в письме в редакцию. «Накануне праздника Победы наш подъезд начали ремонтировать. Впервые с тех пор, как 32 года назад был построен дом. Пришли двое мужчин, кое-где замазали, побелили потолки, покрасили стены. Но как? Повсюду остались видны следы выбоин и царапин. Просили мы замазать щели коробки входной двери – говорят, нет цемента. Окна на лестничных площадках остались незастекленными. Выбита напольная плитка, так хотя бы заделали цементом – упорно твердят, что нет его у них. А главная беда, что покрасили все подряд краской черного цвета, измазали ею и лестничные марши. До этого ремонта стены подъезда были хоть и изрисованными, зато не лишали нас света. Жильцам такой ремонт не нужен. Зато он выгоден линейному участку № 5 (ЛУ-5) Заволжского ДЕЗа, отчитавшегося за выполнение плана. А вот если бы сотрудник ЛУ, да староста дома, да с участием жильцов принимали этот ремонт, вот это было бы уважение к людям, для которых все и делалось, и самоуправление было бы настоящим, а не на словах да в бумажках». Журналисты встретились с одним из авторов письма Николаем Апреловым, который все показал и рассказал. Как он с соседями устроили «субботник» по отмыванию стен и пола, заляпанных побелкой после ухода горе-ремонтников, как те побросали под лестничным маршем первого этажа враз ставшие ненужными материалы и инструменты. И в сердцах добавил: – Ведь надо же так бестолково тратить деньги! – Сколько денег потратили вы на всю эту работу? – задали мы вопрос Станиславу Баеву, директору РЭУ-19, которое осуществляло ремонт. – Четыре тысячи. – Ну а еще ста рублей на ведро цемента, чтобы заделать выбоины в полу, неужели не могли найти? – Какие выбоины?.. Выяснилась история вопроса. Злополучный подъезд уже был «героем» публикаций в ярославской прессе осенью минувшего года, когда некий сумасшедший пытался устроить диверсию на внутридомовом газопроводе. Тогда коммунальщики установили в подъезде металлическую дверь, запирающуюся на ключ. Деньги на изготовление двери, впрочем, собрали сами жильцы. Ну, и попутно попросили представителей ДЕЗа подремонтировать сам подъезд, уж больно непригляден он был. В одном из официальных ответов, хранящихся у местной активистки Валентины Гарнихиной, дано обещание включить ремонт в план 2005-го, а если не получится, то тогда уж обязательно 2006 года. Получилось. Но как? Кто решал, какие работы включить в план ремонта? Оставшийся нам неизвестным мастер РЭУ. Пришел, увидел, написал. С жильцами не советовался. Лишь директору Баеву изложил свои соображения. Тот, веря подчиненным, дал задание бригаде рабочих. Они задание выполнили и отчитались перед мастером. А директор теперь удивляется, узнав о претензиях жильцов: – Зачем они простых работяг упрашивали сделать что-то сверх полученного ими задания? Неужели не понимают, что те не станут делать лишнюю работу? Подошли бы ко мне или хоть к мастеру, мы бы дали команду, и все было бы в лучшем виде. Валентина Гарнихина обращалась к мастеру. Но – к мастеру линейного участка. Спросила, почему краска такого странного цвета. Ответ был исчерпывающим: – Какая у них есть, такой они и красят. Жильцы не понимают тонкостей современной структуры жилищно-коммунальной сферы. Не знают, что ЛУ, как подразделение ДЕЗа, является заказчиком работ. А непо-средственным исполнителем – РЭУ. С его руководством и нужно было контактировать в дни ремонта, чтобы подкорректировать процесс при необходимости. А вот жалобу на результат, которую жители подъезда составили одновременно с письмом в редакцию, они совершенно правильно направили в ДЕЗ. Заместитель директора Заволжского ДЕЗа Елена Химина в курсе проблемы: – Наши специалисты совместно с сотрудниками городского комитета по защите прав потребителей выезжали на место и потребовали от РЭУ устранения допущенных недоделок. Сейчас, как мне доложили, все устранено. В дискуссию о том, кто на самом деле отмыл подъезд от грязи и пятен, оставленных ремонтниками, мы вступать не стали. Спросили только: – Вы представляете интересы квартиросъемщиков. Являетесь заказчиками работ, которые выполняет для них РЭУ. И собранными же с жителей деньгами за эти работы рассчитываетесь. Почему же не интересуетесь мнением тех, для кого все и делается? Елена Анатольевна не согласилась: – В конце каждого месяца составляются итоговые акты по результатам работы каждого РЭУ нашего Заволжского района. Акты подписывают председатели общественного самоуправления тех микрорайонов, которые эти РЭУ и обслуживают. Нет, старосты домов не подписывают. Это же список будет в несколько раз больше самого акта... – Но почему нельзя каждую конкретную работу, выполненную для конкретного дома, оформить самостоятельным актом, который и подпишет староста этого дома? Последний вопрос поставил заместителя директора в тупик. Пришла из мэрии коман-да внедрять в микрорайонах самоуправление – внедряют! А то, что оно в таком виде превратилось в еще одну пустую формальность, – сверху об этом не говорили. А что же староста 25-го дома? Увы, она человек занятой, днем работает (поэтому нам не удалось с ней связаться), к тому же живет в другом подъезде. Пострадавшие от ремонта тоже не смогли найти ее в дни его осуществления. Работой старосты недовольны. Хотели бы избрать на это место другого человека, кто действительно будет защищать их интересы. Но не знают, как это сделать. Общедомовое собрание созывают обычно сотрудники ДЕЗа, они же и рекомендуют того, кто их устраивает. А для чего нужен староста работникам жилищно-коммунальных контор? Да почти ни для чего. Просто полагается. Из всего, что выяснилось, можно сделать грустный вывод: РЭУ виновато, и ДЕЗ плохо контролирует, не может грамотно принять те работы, за которые расплачивается собранными с народа деньгами. Поскольку жильцы подняли шум, в лучшем случае ремонт сделают еще раз. Но – со второго раза, расходы будут как минимум вдвое большими... А после этого руководители жилищно-коммунальной отрасли жалуются на нехватку денег. Да просто тратить надо по-умному! Жителям же хочется посоветовать: во-первых, избирайте старостами домов тех людей, кто умеет и хочет защищать ваши интересы. А уж если дело сделано, и сделано плохо, то жаловаться лучше всего в комитет по защите прав потребителей Ярославской мэрии. Это, пожалуй, единственная чиновная структура, которая может помочь людям.