Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 29 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/49986/

ОСАГО полюбили мошенники

рубрика: Происшествия

Появившееся полтора года назад обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечье – «автогражданка») сегодня доставляет неприятности не только автолюбителям, но и самим страховым компаниям. Люди все чаще находят способы получить со страховщика компенсации, которые по закону им не полагаются. Уже сейчас как минимум каждая десятая страховая выплата уходит в карманы мошенников. Газета «Версия» рассказывает о наиболее распространенных видах обмана.


Приписки после ДТП Приписки ущерба при ДТП встречаются чаще всего. По мнению экспертов, в той или иной мере этим грешат до 80 процентов всех страхователей. Люди вносят в список массу дефектов, полученных автомобилем ранее. Список повреждений (в случае ОСАГО) записывается в акт и регистрируется сотрудником ГИБДД. А повреждения, зарегистрированные в акте сотрудником ГИБДД, обязательны к компенсации страховой компанией. Опротестовать дело в суде компания может только после выплаты компенсаций. Делопроизводство стоит минимум 300 долларов. Понятно, что начинать тяжбу из-за такой суммы для компании просто нерентабельно. Страхование автомобиля с ущербом Это второй по популярности случай любительского мошенничества. Человек страхует автомобиль, который уже имеет, например, серьезную царапину. При этом дефект от страхового агента он либо скрывает, либо договаривается с ним. Обычно в течение первого месяца действия полиса страхователь требует компенсации ущерба, который может покрыть стоимость страховки. Сокрытие пьяного водителя По закону, если во время ДТП водитель находился в состоянии опьянения, случай не признается страховым и компенсация страховой компанией не выплачивается. Соответственно за промежуток времени между ДТП и моментом его регистрации водитель пытается «протрезветь». Основных способов три. Можно заплатить сотруднику ГИБДД. Можно также вызвать жену, если она вписана в страховой полис, и заявить, что именно она управляла автомобилем. Втретьих, если вы наехали на дерево, столб или ограждение, можно просто пропасть на несколько часов, а потом вернуться, чтобы оформить документы. Инсценировки Этот способ мошенничества приобретает все большую популярность в Москве. Допустим, автомобиль пострадал в результате ДТП, но случай явно не страховой. Тогда можно подстроить другую аварию, фиктивную, но с ударом в то же место, только уже в рамках страхового случая. Найти второго участника аварии не проблема. В газете «Из рук в руки» можно встретить множество коротких объявлений вроде «Газель» под ОСАГО». Иными словами, эта самая «Газель» за определенную плату готова помочь вам инсценировать ДТП. Причем количество аварий мошенников нимало не смущает. Так, один «рекордсмен» за 2004 год успел принять участие в 43 ДТП. Сознательное нанесение повреждений – способ, который применяют, когда вместо старой зап-части нужно приобрести новую, а денег на это нет. Например, помутневшую от времени фару. Перед окончанием срока дей-ствия полиса некоторые страхователи сознательно разбивают фары, чтобы получить компенсацию. При этом многие не утруждают свою фантазию и часто инсценируют аварии, которых просто не могло произойти. Завышенная компенсация Особенность ОСАГО в том, что страховая компания может возместить ущерб только на основании отчета независимой оценочной комиссии. При этом оценщика должна назначить сама страховая компания. Пострадавший же должен заявить о страховом случае в пятидневный срок и получить адрес экспертизы. Суть мошенничества в том, что заявитель посылает извещение об аварии по почте, оставляя лишь свой почтовый адрес. Естественно, страховщик не успевает в пятидневный срок назначить экспертизу. После этого заявитель идет в любую независимую экспертизу, где ему за определенную мзду насчитывают сумму, в несколько раз превышающую реальную. С этим заключением он и приходит в страховую компанию, которая по закону обязана возместить ущерб. Страхование задним числом Это можно сделать только в том случае, если есть знакомый страховой агент. Говоря проще: попадаете в ДТП, звоните агенту и оформляете все документы позавчерашним числом, а дальше все по обычной схеме. Подставы Высшая квалификация для мошенника на дороге – это умение подставиться под удар дорогого автомобиля так, чтобы водитель того оказался виноват. Мошенники по подставам чаще всего работают в группах, ведь им необходимы хороший адвокат, сложная техническая база, несколько «своих» сотрудников ГИБДД и многое другое. После введения ОСАГО методы их работы в корне изменились. Теперь мошенники стремятся получить деньги со страховой компании, а не с человека. Для этого им нужно лишь одно: чтобы второй участ-ник аварии признал себя виновным. А это при определенном психологическом давлении удается сделать без труда. Аварии по ОСАГО хороши для мошенников еще и тем, что эксперт на место не выезжает, а видит только правильно сфабрикованные документы. В последние полгода возобновились случаи подстав с целью получить наличные со второго участника аварии. Правда, никто больше не размахивает битами, все делается очень тонко и зачастую даже культурно. Например, жертва на новом Volkswagen Golf четвертой модели, застрахованном от бампера до бампера, едет по МКАД. Вдруг перед ним резко тормозит BMW седьмой серии. Golf врезается в нее и разбивает задний бампер BMW. Из машины выходят три дорого одетых молодых человека, какое-то время переговариваются друг с другом и кому-то звонят, не обращая на водителя абсолютно никакого внимания. Затем, выдержав паузу, один из них подходит и спокойно говорит: «Надеюсь, вы понимаете, что сделали. У вас есть возможность заплатить нам сегодня 4 тысячи долларов или же завтра, но уже 8 тысяч. Деньги свои мы получим в любом случае, у нас хорошие адвокаты». Водитель-жертва представляет грядущие разборки и понимает, что платить все равно придется, ведь у мошенников, скорее всего, действительно есть адвокаты и свои люди в ГИБДД. Убытки – в стоимость полисов В одной только Москве, по статистике, ежедневно происходит от 1100 до 1700 автомобильных аварий. Примерно каждое второе ДТП признается страховым случаем, то есть документы отправляются на выплату. Кроме того, специалисты говорят о тысячах автомобилей, которые владельцы утром обнаруживают поврежденными. Ежедневно в Москве подается около 1100 заявлений на выплату. Если согласиться с экспертами, что каждый десятый получатель – мошенник, то за год преступники получают от страховых компаний около 40 тысяч выплат. При этом за 2004 год по всей России было возбуждено 800 уголовных дел по статье «мошенничество». По сравнению с масштабами мошенничества это пустяк. Однако, как сказал заместитель генерального директора компании «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов, беднее страховые компании не становятся. Они просто включают убытки в страховые тарифы. Правда, в этом для них есть большой минус: повышение тарифов отнюдь не идет на пользу рейтингу страховщиков. Мошенники предпочитают не «работать» ни с монстрами рынка, ни с маленькими компаниями, у которых на счету каждая копейка. В качестве мишени они чаще всего выбирают середнячков, которые уже имеют приличные доходы, но еще не успели обзавестись достойной охраной. //Newsru.com.