Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 15 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/56844/

Ресурс у пассажирского флота закончился

рубрика: Происшествия
Автор: Беседовала Марина МОРОЗОВА
Фотографии: Марина МОРОЗОВА

Трагедия на Волге потрясла россиян. В потоке информации – самые противоречивые сведения, а потому мы ищем ответы на все «почему» и «что будет дальше» у профессионалов, связавших свою жизнь с флотом. О плачевном состоянии российского водного транспорта и портовой инфраструктуры ещё в марте напомнил премьеру Путину директор Рыбинского речного училища Михаил Киселёв (об этом, в частности, см. «Северный край» от 1.07.2011 г., «О чём болит душа у моряка»). Сегодня тему продолжает директор ООО «Рыбинские пассажирские перевозки» Владислав МАРКОВ.

 


– «Булгария» – самая страшная трагедия в целом ряду аварий, катастроф, которыми пестрят новостные ленты. Что происходит в стране? Почему прошлые «наезды» контролёров, проведённые после разного рода «Хромых лошадей», не навели порядка там, где речь идёт о безопасности сотен людей? Вы можете говорить об этом без оглядки на...

– На угрозу быть уволенным? Я человек военный, привык говорить прямо. Так что буду откровенен. А что происходит? У нас наступает кризис системы. 20 с лишним лет в стране никто не занимался модернизацией на флоте, и теперь запас проч­ности, который остался от социализма, просто исчез. Это касается и пассажирских, и грузовых теплоходов, и речных, и морских – за исключением тех, которые перевозят сжиженный газ. Многие наши теплоходы уже не пускают в международные порты: их считают технически и экологически опасными. То же и с пассажирским флотом. Всё, что ходит по Волге, за исключением моторных яхт новых русских и синего президентского теплохода «Россия» – всё времён советской постройки, судам 35 – 55 лет.

– А Рыбинский флот?..

– У нас самому молодому судну – 27 лет, другим – за 30. МО-513, который на Юршин­ский остров возит дачников из Перебор, вообще 1959 года постройки. Там уже полностью поменяли обшивку лет 10 назад, двигатели другие поставили, оборудование обновили. Что осталось? Старая рубка, ржавая надстройка, которую мы красим, латаем, цементом дыры заделываем. Больше «пароходов» нет. Но и этот уцелел благодаря частнику «Карелнеруду», который купил наш флот. Иначе было бы, как в 1998 году, когда очень хорошие «Метеоры» экскаваторами рушили. Помню, как плавсостав и капитаны плакали. Всё продавали на металлолом: и суда, и станки в порту, ещё приличные.

У нас в области сейчас флот ещё работает. Точнее, то, что от него осталось. Всё ремонтируется, поддерживается в нормальном техническом состоянии. А в других регионах – беда. В Костроме, в Череповце порты разрушены, везде по Волге флот гниёт в затонах. Возят только нефть, газ и иностранных туристов на круизных теплоходах.

– Вы уже многое знаете о «Булгарии». В чём, по-вашему, причины её гибели?

– Хозяева реанимировали старое судно, которое 7 лет простояло без работы в затоне, подлатали и запустили возить туристов, даже не получив лицензии. Эти дельцы хотели сорвать деньги. В документах оказалось, что 36 детей оформлены на один год рождения – 1999-й... То есть и документы липовые. Разговоры о том, что якобы перегородок герметичных на судне не было, – полная ересь. Месяц назад «Булгария» была предъявлена Речному регистру, регистр её принял, судно допущено к эксплуатации и могло ещё работать даже в таком возрасте. Но были нарушены элементарные правила эксплуатации. И, в первую очередь, пресловутая центровка, обеспечить которую – святая обязанность капитана. Изначальный правый крен: откуда он взялся? Перед тем, как отправиться в рейс, на каждом судне сливают ёмкость для бытовых стоков. «Булгария» ушла с полной цистерной, которая находилась на правом борту. Здесь же, на правом борту, была и единственная ёмкость с топливом, хотя по правилам запас топлива должен быть разделён на две цистерны по обоим бортам. Всё это и создало крен.

Любое судно строится так, чтобы был общий баланс – вплоть до расположения кают. «Булгарию» переделали – уст­роили бар, танцевальный зал, баланс нарушили. К изначальному крену добавляем другие факты. 36 детей отправили в музыкальную комнату – тоже на правом борту. Взрослые собрались в баре – на правом борту. А в месте трагедии русло реки делает поворот почти под 90 градусов. Во время разворота правый крен усугубился. «Булгария» зачерпнула воды всеми открытыми иллюминаторами, которые всего в 10 сантиметрах от ватерлинии.

– А неисправный двигатель..?

– Это судно – дизель-элект­роход. При такой скорос­ти можно работать и на одном двигателе, такое допускается в целях экономии. Но второй двигатель всё равно должен быть исправным на случай чрезвычайный.

– В тот день было штормовое предупреждение...

– Владельцы судна и капитан его проигнорировали. А ведь у этого проекта есть ограничение по ветру – не выше 7 баллов. Это тоже было нарушено. Капитан судна «Арабелла» рассказывал, что «Булгария» находилась под грозовой тучей, а значит, сила ветра была гораздо больше.

Ну и колоссальный перегруз – почти вдвое превышена норма пассажиров. Это грубейшее нарушение. Тот, кто это разрешил, заведомо подвергал людей опасности.

Вот у меня перед глазами вместимость судна «Метеор» – 115 человек, я не имею права больше взять! Или «Московский-7» – 84 посадочных места. По регистровым документам я могу везти и 150 человек в течение 2 часов – не запрещено. Но мы не берём больше 84. Все пассажиры сидят. На экскурсии на «Заре» или «Мошке» 130 человек можно перевозить – мы берём 64, не больше.

На Дальнем Востоке – я там служил – однажды затонула рыбацкая плавбаза. Экипаж в последнюю ночь перед отплытием на добычу рыбы устраивает по традиции банкет, на борт пришли семьи, дети, накрыли столы... А в это время вахтенный механик перекачивал балластную воду на одну сторону. И судно перевернулось и затонуло прямо у причала... Трое из водолазов, молодых ребят, военных моряков, которые доставали погибших, тогда сошли с ума. И я не завидую тем ребятам-спасателям на «Булгарии», которые сейчас поднимают на поверхность тела детей...

– Почему команда, сначала отказавшись плыть на неисправном судне, всё же ушла в рейс?

– У каждого судна есть хозяин. Откажешься – выгонят с работы. Хотя выбор есть всегда, и это решение капитана.

– На сколько лет ещё хватит этого ресурса из прошлого?

– Нормальное судно за границей в 15 лет считается старым, и его списывают и заменяют новым. То есть за 10 – 15 лет оно отрабатывает затраты на постройку. У нас ничего не строят. Ресурс уже исчерпан. Будущего у россий­ского пассажирского флота нет.

 


Комментарии