Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 23 июня 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/7496/

О чем писали «северяне» 100 лет назад

рубрика: Происшествия
Автор: Номера «Северного курьера» предоставлены ГАЯО.


ОТ ИЗДАТЕЛЯ ГАЗЕТЫ «Северная речь» М. Е. Ливанова. Постановлением Московской судебной палаты «Северная речь» закрыта навсегда. Удовлетворение подписчиков передано мною издателю газеты «Северный курьер» Д. С. Ушакову.

ЯРОСЛАВЛЬ. Определение Московской судебной палаты о закрытии навсегда газеты «Северной речи» не удивит ярославцев, привыкших уже к тому, что прогрессивные органы печати выходят у нас под дамокловым мечом репрессий с разных сторон, среди мин и волчьих ям, расставленных на их пути врагами гласности, неподкупной правды и свободного слова.

Не своей смертью скончавшаяся «Северная речь» смежила свои многострадальные страницы. Но благодарная память о ней не должна изгладиться из сознания ярославцев.

В августе прошлого года произошел «по независящим обстоятельствам» перерыв в издании газеты. Редактор «Северной речи» М. Е. Ливанов очутился, по обычаю редакторов прогрессивных газет, в Коровниках. Волей российской конституционной действительности знамя, поднятое в Ярославле тоже покойным «Северным краем», было свернуто, спрятано.

Вот в это­то тяжелое время М. Е. Ливанов, уже имевший за плечами десятки осуждений и привлечений, на свой личный страх и риск попытался поднять старое боевое знамя «Северного края» и посильно понести его уже к знакомым, ярко выраженным идеалам...

Свыше шести месяцев боролась «Северная речь» с тьмой реакции, окутывавшей все сильнее и сильнее нашу родину. Невзирая на конфискации, пыталась она неуклонно вскрывать тщательно замаскированные «гнойники ярославских высоких мест». И работа газеты оценена была чутким ярославским читателем.

Несмотря на то, что «Северная речь» по проклятым «независящим условиям» не могла даже принимать в городе подписки (пример единственный в России), она расходилась в огромном для провинциальной газеты количестве экземпляров. «Северный курьер» пойдет по благородной дороге своих предшественниц и не даст свернуться старому знамени в наше боевое время.

СВОБОДА ПЕЧАТИ. Вчерашний очередной номер газеты «Северный курьер» был конфискован по распоряжению вице­губернатора за содержание «Передовой статьи». Против редактора­издателя Д. С. Ушакова возбуждено преследование по пункту «в» статьи 5 Временных правил о печати.

ПРИГОВОР по делу редактора «Северной речи» М. Е. Ливанова. В числе дел, рассмотренных вчера особым присутствием Московской судебной палаты с участием сословных представителей, было очень интересное дело бывшего редактора­издателя «умершей» газеты «Северная речь» М. Е. Ливанова. Его обвиняли по 1, 5 и 6 пунктам 129 статьи Уголовного уложения и пункту «в» статьи 5 Временных правил о печати.

Защищали известные присяжные поверенные – московский М. Л. Мандельштам и местный А. С. Протасьев. Защитниками произнесены красивые речи. Прокурор поддерживал обвинение. Особым присутствием судебной палаты М. Е. Ливанов признан виновным по всем предъявленным пунктам и приговорен к годичному заключению в крепость.

БОЙКОТ. Рабочие свинцово­прокатного отделения при свинцово­белильном заводе Оловянишникова, уволенные администрацией завода в количестве 25 человек за вывоз мастера Березовского на тачке за ворота завода, просят нас сообщить, что места всех уволенных рабочих объявлены под бойкот, а потому все поступившие на места уволенных рабочих, кроме их самих, будут бойкотироваться.

НАМ СООБЩАЮТ, что в пользу уволенных рабочих свинцово­прокатного отделения завода Оловянишникова поступают пожертвования от рабочих других фабрик и заводов. В их пользу был произведен сбор среди рабочих чугунно­литейного завода Смолякова и на мукомольной мельнице Галкина. Рабочие завода Оловянишникова просят через посредство нашей газеты выразить благодарность товарищам­рабочим, сделавшим пожертвования.

РОСТОВ­ЯРОСЛАВСКИЙ. Ростовская конная ярмарка была очень удачной не только по количеству, но, несмотря на дороговизну и отсутствие кормов, по качеству лошадей. Плохие корма отразились только на цене лошади, так что лошадь, стоившая в прошлом году 100 – 115 рублей, стоила в нынешнем году уже 130 – 150 рублей. Не обошлось и без обычных экспроприаций: было несколько случаев увода лошадей.

Так, один крестьянин Ростовского уезда купил лошадь у барышников, заплатив последним и деньги (73 рубля). Барышники во время обычной «объездки» угнали лошадь. На другой день последняя опять появилась в продаже. Когда потерпевший, опознав свою лошадь, потребовал объяснений от остроумных экспроприаторов, последние категорически отказались от всякого знакомства с ним.

В КОРОВНИКАХ. По слухам, 29 марта, в 9 часов вечера, уголовные в Коровниках потребовали к себе прокурора и тюремного инспектора. Вечером, в этот же день, как в уголовном отделении, так и в отделении для политических поднялся шум и крики, продолжавшиеся до 11 часов ночи.

Поводом послужила смерть одного из заключенных, труп которого заключенные в общей камере не выдавали, добиваясь, чтобы тюремная администрация выяснила причину смерти арестанта. Труп умершего пришлось взять силой у уголовников.

Руслан СМИРНОВ, кандидат исторических наук