Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 05 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/7554/

Взял билет, сдал билет

рубрика: Происшествия
Автор: Мария КРИНИЦКАЯ

В редакцию «СК» обратился читатель. Он купил билет на электричку, отправлявшуюся в воскресенье в пять часов вечера в столицу, но поездку пришлось отменить и проездной документ cдать.


– На этот поезд обычно трудно достать билет, и явно его продадут, – рассказал он. – Так почему от всей его стоимости, а я заплатил 216 рублей 40 копеек, мне вернули только 50 рублей?

С этим вопросом мы обратились к начальнику железнодорожного вокзала Ярославль-Главный Дмитрию Тарасову. В ответ он сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г.

№ 111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осущест-влением предпринимательской деятельности». Именно этим документом регламентируются правила возврата билета. Пункт 25 гласит: «При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования пассажир имеет право не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается».

Следует уточнить, что цена пассажирского документа складывается из стоимости плацкарты и билета, а также страховых и комиссионных сборов.

Как нам объяснили в пресс-службе СЖД, деление стоимости проездного документа позволяет распределить получаемые доходы между участниками перевозочного процесса. Так, в цену билета заложены расходы инфраструктуры, плацкарты – расходы структурного подразделения, которое формирует пассажирские поезда и готовит вагоны.

Помимо этого, в общую стоимость проезда включаются сборы за обязательное страхование пассажиров в размере 2,3 руб. и за услуги, оказываемые при резервировании мест и оформлении проездных документов (так называемые комиссионные сборы).

К последним относятся:

– оформление билета туда в срок от 9 до 1 суток до момента отправления поезда – 50 руб. 40 коп.;

– в сутки отправления –62 руб. 70 коп.;

– на обратный выезд или от другой станции посадки пассажира, отличной от станции оформления проездного документа (билета) в течение всего срока продажи билетов – 100 руб. 80 коп.;

– в транзитный поезд без указания места менее чем за1 час до отправления этого поезда по расписанию – 50 руб. 40 коп.;

– при резервировании мест в поезд, в том числе по телефону – 125 руб. 40 коп. независимо от сроков резервирования.

Таким образом получается, что при возврате проездного документа стоимость билета возвращается полностью, так как на несостоявшуюся перевозку ничего затрачено не было. А вот за запланированную поездку придется заплатить: как-никак были нарушены чьи-то планы. Вот и стремится РЖД застраховаться от возможных непредвиденных трат.

Кроме того, при возврате проездных документов деньги за них возвращаются с учетом страхового сбора в размере 2,3 руб. Зато удерживается, в соответствии с п. 157 действующих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте комиссионный сбор, взимаемый при продаже билета, а также сбор за операцию возврата.

– Размеры этих сборов, взимаемых при резервировании мест и оформлении проездных документов, в том числе за возврат и переоформление билетов, устанавливаются федеральной службой по тарифам (ФСТ России) сообщил начальник отдела вокзалов Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Владимир Тараканов. – Последние ставки, введенные с 1 января 2007 г., были утверждены приказом ФСТ России от 9.12.06 г. Сбор за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ или неотправленный багаж был установлен в размере 69 руб. 40 коп.

А что, если билет пассажир вынужден вернуть вследствие допущенной кассиром ошибки: фамилия неправильно написана или время перепутано? Подобные случаи часто происходят при покупке билетов на июнь – июль. Из-за громкой связи происходит наложение концов слов. Можно ли вернуть такой билет за полную стоимость?

– В случае, если при проверке проездного документа непосредственно у кассы пассажир обнаружил, что допущена ошибка в оформлении документа, кассир обязан данный билет погасить с выплатой полной его стоимости. Но время для этой операции ограничено и составляет 20 минут, – объясняет Владимир Алексеевич. – Если протянуть, то компьютер уже автоматически считает информацию, и кассир ничего сделать уже не сможет. При правильно оформленном проездном документе возврат проездного документа при отказе пассажира от поездки осуществляется только через операцию возврата, за которую в любом случае взимается сбор в размере 69 руб. 40 коп. Но в зависимости от сроков предъявления проездного билета к возврату меняется величина удержанной с проездного билета сумма.