Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 06 апреля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/7573/

Двор в собственность

рубрика: Происшествия
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Андрей Владимирович Голубев живет на улице Свободы в одном из самых видных в Ярославле «сталинских» домов. Высокие потолки, хорошая планировка квартир, а вот двор самый что ни на есть заурядный: пыльный, затоптанный, неуютный – одно слово проходной. Недавно Голубев загорелся идеей: а что если ему вместе с соседями взять двор в собственность?


– Такая возможность законом, говорят, предусмотрена. Можно его благоустроить, разбить цветники, клумбы. Или построить, например, подземную автомобильную стоянку у нас во дворе и еще деньги на ней зарабатывать. Для начала навести в нем хотя бы элементарный порядок. Вон в Москве процесс пошел вовсю. Загораживают двор между многоквартирными домами, ставят шлагбаум, нанимают дежурного, и тот уже не даст чужому ни чьи-то вещи вывезти, ни посторонние машины под окнами поставить.

Тема, подсказанная Голубевым, действительно оказалась интересной, но, как выяснилось, очень и очень непростой. В одном из кабинетов я услышала: напишете, привлечете внимание к этой теме, а потом разгородят весь город заборами. И что тогда делать?

Можно, конечно, сделать вид, что проблемы не существует. Только не один Голубев у нас, наверное, такой умный, так что лучше все-таки разобраться.

В управлении земельных ресурсов мэрии подтвердили: двор действительно может стать собственностью граждан. Точнее, общедолевой собственностью домовладельцев. Такое право предоставляет им Жилищный кодекс, который вступил в силу 1 марта 2005 года. Есть статья, где говорится, что граждане-собственники многоквартирного дома получают в свое владение как жилые, так и нежилые помещения и одновременно участок не только под домом, но и тот, что называется двором. Начальник юридического отдела Олег Евгеньевич Гусаров уточняет:

– Не сам двор предоставляется в собственность кому-либо, он входит в состав земельного участка, который отводится под многоквартирный жилой дом.

– Но в каждом жилом доме есть люди, приватизировавшие свое жилье, и есть неприватизировавшие. Одни скажут: мы собственники, и мы хотим распорядиться нашим двором так, как нам нравится: построить тут гараж или еще что-то. А другие возразят: мы не собственники, но тоже тут живем и против ваших планов. Как быть?

– Пока земельный участок не предоставлен в общедолевую собственность, он является общегосударственной собственностью, и решение по его использованию принимает город в лице муниципального учреждения – ДЕЗа соответствующего района.

– А когда участок все-таки становится собственностью граждан?

– По закону, если есть ТСЖ, то по статье 36 Жилищного кодекса домовладельцы имеют право оформить бесплатно земельный участок в собственность.

– И ставить после этого забор?

– Опять же по закону ограждение каких-либо дворовых территорий не предусмотрено. Обязательно должны быть проходы, проезды для транспортных средств и прохода людей.

Можно понять собственников, которые стремятся таким образом обезопасить свой объект недвижимого имущества, но одновременно есть и такое понятие, как сервитут, напоминает Гусаров, которое никто не отменял.

За последние годы русский язык обогатился огромным количеством умных слов, раньше известных только узким специалистам. Любая полуграмотная бабулька знает, что такое приватизация. Подвыпившие мужички, громко спорящие на скамейке, скажут, что никого не трогают и обязательно придут к консенсусу. Похоже, и слово «сервитут» скоро станет таким же понятным любому. Юридическое понятие, бытовавшее еще в античном обществе, потом в феодальном и капиталистическом, возвращается к нам из полного казалось бы забытья. Оно означает право пользования чужим имуществом в определенных пределах: в том числе право прохода, проезда, проведение траншей под инженерные коммуникации и т. п. через чужой соседний участок.

Итак, одним (несобственникам) не нравится забор, которым владельцы частного дома, выстроенного рядом, обнесли свою территорию. Другим (собственникам) не нравится, что в их частное владение в любой момент могут вторгнуться тепловики и водопроводчики – несмотря ни на какие заборы. А что делать? Если раньше купец мог застолбить свою территорию и, хоть и с признанием сервитута, сказать «это мое», то потом все изменилось. Восемьдесят процентов нынешнего Ярославля построено при советской власти по принципу «все наше, общее», все коммуникации так проложены, все улицы так спроектированы.

Руководитель департамента городского хозяйства Валерий Назарович Пенкин внимательно следит за опытом москвичей.

– Сейчас мы опять вступаем на новую стезю. Долгое время мы все жили в условиях общегосударственной собственности, сейчас появилась индивидуальная, частная собственность, поэтому мне нравится выражение, прозвучавшее недавно в окружении Юрия Михайловича Лужкова: «Лучше семь раз отмерить, чем семь раз отрезать». Как решает Москва эту проблему? Через свою Думу правительство Москвы намерено провести такой порядок, чтобы в общедолевую собственность давался земельный участок только в границах самого здания. Остальная прилегающая территория останется собственностью города и будет использоваться с учетом мнения москвичей, но в интересах всего города.

Разграничение собственности города и его жителей – сама по себе вещь сложная. По словам Пенкина, однозначного решения по установлению таких границ в Ярославле не существует. Есть границы, оформленные инвентарными делами домов. К каждому дому приписана определенная территория. Хотя получив в собственность квартиру, никто из нас не может сказать, какую долю еще какой-то собственности мы с этой квартирой дополнительно приобрели.

– Ситуация не совсем понятная, – признается он. – Нужно найти оптимальное решение. А пока нравится нам или нет, мы должны выполнять тот закон, какой есть. На сегодня законодатель нам сказал: есть карточка учета основных фондов, значит, она является тем основанием, на котором дом наделяется участком земли.

– И все-таки куда мы движемся? Что в перспективе?

– Впереди определение границ межевания по домам. Им в городе занимается специально созданный комитет, хотя мы еще к этому сильно-то и не приступали. Москвичи считают такой путь не совсем правильным и доказывают, что границу земельного участка лучше считать в рамках самого здания по его периметру. Вот еще один их аргумент. Не все председатели товариществ собственников жилья оказались чистоплотными, некоторые начали делать свой бизнес на прилегающих к дому земельных участках. Чтобы перекрыть эту лазейку, московское правительство и решило выходить в свою Думу с предложениями, о которых я уже сказал.

Кроме того, межевание – это ведь появление границ. Любая граница вызывает споры. У нас сегодня между границами образовались некие пустоты – общегосударственные земли, которые тоже надо содержать. И на все нужны люди и ресурсы.

– Значит, москвичи правы?

– Они правы в том, что хотят разрешить реально сложившиеся в жизни противоречия. У нас ведь как рассуждают? Если мое, то на нем можно что-то делать только с моего согласия. А там, где мое, уже в земле лежит какая-то инженерная коммуникация. Или еще говорят: «В мой двор должны въезжать только моя машина и машина моего соседа. Почему тут ездит или ходит Петров или Сидоров, если за содержание этого участка плачу я?» Да потому что все мы вышли из общегосударственной собственности!

– Насколько остры у нас в Ярославле противоречия между сложившимся укладом и новым укладом жизни, который, хотим мы или нет, прокладывает себе дорогу?

– Мы еще не совсем осознали, что значит быть собственниками. А стремимся сразу располагать, владеть и пользоваться своей собственностью. Приходилось слышать: покажите мне тот кусок трубы, который мой, и я буду за ним наблюдать. Нет такого куска, есть общедолевая собственность. Так и про землю, мы наделим ее для дома, а кто-то скажет: покажите клочок земли, который лично мой. Нужно время на осознание новых реалий и на создание тех механизмов, которые все систематизируют.

– И все-таки вы бы посоветовали ярославцам быстрее почувствовать себя собственниками не только своей квартиры, но и всего того, что за ее порогом?

– Трудный вопрос. С одной стороны, это хорошо, собственность тянет за собой ответственность. С другой, у нас такие сложности с коммуникациями, все они закольцованы, завязаны. Случись что, мы так «наедимся» с этими заборами: нужно их поднимать, потом устанавливать заново, ремонтировать. Да и не только с ними. У нас вся система городского хозяйства, жизни города выстроена исходя из того, что это общенародное достояние. Теперь ориентир на собственника, на индивидуалиста. Как это соединить? Двор мой, что хочу, то и творю? Твори, но только в рамках закона.

Те же самые вопросы задала я и главному архитектору города Аркадию Романовичу Бобовичу. Он решительно за то, чтобы дворы передавались в собственность. Да, это прежде всего повысит ответственность жителей. Но кроме того, считает он, выведет на совершенно новый уровень взаимоотношения сторон в случаях нового строительства. Одно дело сейчас, когда о возможном появлении во дворе еще одного нового дома просто спрашивают ваше мнение. И совсем другое, когда инициатором строительства придется иметь дело с собственниками территории. Правда, для этого все заинтересованные граждане должны быть объединены в ТСЖ, знать, какая земля закреплена за ними...

До чего, похоже, еще очень неблизко.