Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 18 января 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/12/1467/

Трамвай – не роскошь

рубрика: Другое
Автор: Инна КОПЫЛОВА

Зашел к нам поэт, кондуктор трамвая Владимир Иванов. Среди прочих тем говорил он с живым интересом и добротой о своей работе. От него, а затем и от начальника депо Владимира Татаринова мы узнали о Ярославе Викторовиче Лученецком, заместителе директора одной из компьютерных фирм, как выяснилось, единственном в городе, кто с детства заинтересован трамваем вообще и ярославским в частности. При встрече в редакции он рассказал, как ребенком на прогулках с отцом-железнодорожником просился не на карусель, а в трамвайное депо. Почему – и сейчас объяснить не может.


В школе учился – не только все маршруты знал, каждый вагон с его номером помнил. В Демидовском университете учился на информатике, а с третьего курса уже прирабатывал в компьютерной фирме. Конечно, заинтересовался Интернетом, а через него узнал, что не одинок он в мире со своим трамвайным увлечением – оказывается, в каждом «трамвайном» городе такие есть, в целом по России таких, наверное, сотня наберется.

Но в Ярославле он был один. Четыре года назад открыл свой сайт про ярославский трамвай. К тому времени Ярослав уже был своим человеком в музее городского трамвайного депо, собрал большую коллекцию открыток с изображением трамвая. Сейчас у него их более тысячи – самое большое тематическое собрание в России, а может, и в мире. Есть в коллекции Ярослава еще двадцать шильдиков-бирок со списанных трамваев.

Ну а самая большая страсть Лученецкого – сама история трамвая как транспортного средства. И здесь он о многом интересном может рассказать. Например, как по всей Европе и в Америке одно время стали снимать трамвайные пути – мешают, мол, автомобилям. Так же было и в Москве, и в Ярославле на Большой Октябрьской. А с 90-х годов начали восстанавливать: без трамвая что-то не так стало в городах. Поняли, что недорогой и вместительный трамвай, если улучшить его внешний вид, качество путей, уменьшить шум и пыль, – останется украшением городской жизни.

И трамваи меняются. Были двухосные, теперь четырехосные, выходят на маршрут сочлененные – по три-четыре вагона – составы длиной до 30 метров, низкопольные – без ступенек.

В прошлом году фанаты трамвая устроили встречу в Нижнем Новгороде. Собралось сорок человек, даже из Америки был представитель. Взяли в аренду трамвай, на нем по городу ездили, посетили единственный в мире музей трамваев, где экспонируют около десятка вагонов. Была интересная встреча в депо.

Ярославскому трамваю уже 105 лет. К сожалению, пока он развивает скорость 15 километров в час, а мог бы и до сорока. В некоторых странах, где пути не пересекают другие транспортные маршруты, до сотни нагоняет. Все 116 трамваев у нас традиционно красного цвета.

К тысячелетию города мэр обещает приобрести пять новых вагонов. Но как защитить их от вандалов? Сейчас у нас два новых трамвая пущены по особому дневному графику: и для удобства ярославцев в часы «пик», и для сбережения вагонов – днем-то любители граффити остерегаются портить городское имущество.

Похоже, что Ярослав о ярославском трамвае знает все, как и о трамвае вообще: о бесшпальных и безстыковочных бесшумных путях, о прочных вагонных стеклах, о заводах, где выпускают вагоны. Он считает, что оправдало бы себя продолжение маршрута до Нефтестроя, а перенос депо на окраину города создает лишние трудности и траты.

И главное – уверен, что хороший, современный трамвай придает городу в канун тысячелетия особо лиричный, романтический ореол.

После знакомства с Ярославом Викторовичем осталось сожаление, что наша мэрия не догадалась объединить для себя подобных людей «с изюминкой», чтобы пользоваться их информацией, советоваться с ними. Такие люди любят свой город особенной, деятельной любовью.