Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 30 декабря 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/12/15528/

Танцы павлинов на снегу

рубрика: Другое
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ
Фотографии: Анна СОЛОВЬЕВА

Зима – дело вполне обычное для людей. И зверей, если они испокон веков обитают в России – в нашей средней полосе. А вот как быть экзотическим южным их собратьям, которые живут
в наших краях самое большее с прошлого года – когда в Ярославле появился городской зоопарк?


Как оказалось, посетители зоопарка ни в чём не потеряют, если отправятся туда не жарким летом, а относительно студёной зимой. А теперь кое в чем даже и выиграют. Впрочем, сначала о привычном. Всякого зашедшего в зоопарк традиционно встречают двугорбые верблюды: Сандра и Синдбад. Конечно, в бытовом сознании верблюд ассоциируется скорее с жаркими странами, но перепады температур в пустыне, где они обитают, ещё похлеще, чем нашей зимой. И поэтому на морозы они плюют с высоты своего роста. И это единственное, на что они плюют, поскольку верблюды – животные, вопреки опять же расхожим мифам, исключительно культурные. Равно как и ламы. Правда, их ребёнок, появившийся на свет этим летом непосредственно в зоопарке, находится сегодня в домике, где тепло, но оба взрослых гуляют по свежему воздуху.
Конечно и лама – животное не северное, однако на высокогорьях Анд (Южная Америка), откуда они родом, тоже курорт далеко на круглый год. Однако ламы и верблюды – это ещё не показатель. А вот жилец австралийских равнин – кенгуру... Тоже пока только периодически уходит в избушку погреться – а в основном продолжает гулять по вольеру.
– Конечно, наши ветеринары и зоологи осматривают животное практически ежедневно. Если обнаружится, что холод причиняет животному вред, то его переведут на «домашнее» содержание. Но пока кенгуру не проявляет даже признаков дискомфорта, – поясняет заведующий отделом «Ковчег» Дмитрий Марасанов.
Ещё одна семья явных «южан», совершенно не обращающая внимания ни на морозы, ни на снег – африканские страусы Василий и Елизавета. По словам руководителя отдела орнитологии Алексея Тирахова, Василий даже танцует периодически – не для «сугреву», а от избытка эмоций. Правда, во время нашего визита африканец был крайне заинтересован рабочими, сгребающими снег. Такого он в Африке, видеть, конечно, не мог – и на хореографию не разменивался.
Вообще птичник зоопарковский переживает зиму в полном комфорте. Для водоплавающих птиц даже устроены незамерзающие полыньи – а чтобы они не затянулись льдом и впредь, здесь посменно работают два компрессора, создающих искусственное течение. Заодно и рыбам подо льдом будет чем дышать. Кстати, когда лёд уже появился, а снега ещё не было, стаи японского карпа-кои производили совершенно незабываемое впечатление.
Естественно, на месте обитатели средней полосы. Правда, не всех можно увидеть (медведи спят). Но лоси, волки,благородные олени, ещё не сбросившие роскошные рога после гона, рыси и песцы по-прежнему радуют глаз. Волки предпочитают тёплую конуру, но кабаны во главе с красавицей Машей – во всей красе. Маша, кстати, одна из немногих животных, являющаяся дикой только «по номиналу». Она была воспитана в семье егеря из деревни Покровское, что на окраине Угличского района. Привязалась к хозяину так, что наподобие собаки ходила с хозяином по грибы. Остальных грибников по этому поводу иногда приходилось снимать с деревьев – не каждый выдержит картину несущейся навстречу туши. Поди знай, что не корысти ради идёт она на сближение, а только для утоления сенсорного голода. В принципе пообщаться с Машей можно и сейчас, но служители зоопарка не рекомендуют: как всякое дитя природы, сия особа не особенно умеет соразмерять напор чувств с размером объекта их приложения.
В сухом остатке помимо спящих медведей остаются зебры и антилопы Кану. Их, естественно, убрали в тепло. Ещё, конечно, слегка обезлюдел уголок контакта. Домашних животных вернули в хозяйства, и теперь здесь остались только обладатель самого роскошного павлиньего хвоста и белка за стеклом.
Однако это вовсе не означает, что посетители зоопарка лишены контакта с живой природой. Наоборот! С вводом в строй демонстрационно-учебного центра «Ковчег» таких возможностей стало даже больше. В одном из его залов посетителей встречает небольшой загончик с миниатюрными свиньями (так называемыми мини-пигами), от которых в полном восторге были ещё недавно посетители того самого уголка контакта.
Но, «Ковчег» построен не только для млекопитающих. Здесь раздолье и для животных экзотических – от банальной щуки до акульего сома и от амурского полоза до азиатской водной черепахи. Именно она, а отнюдь не нежащиеся поблизости кайманы, по свидетельству местных зоологов, пока держит пальму первенства в части агрессивности. Шея у неё длинная – и черепахе ничего не стоит её вывернуть так, чтобы тяпнуть желающего за что подвернётся. Кстати, некоторых менее агрессивных обитателей ковчега посетители могут даже покормить.
На втором этаже здания находится самый большой аквариум Ярославля – вместимость его семь тысяч литров, а живут здесь рыбы наших водных просторов – от бестера – гибрид белуги и стерляди до карася. Живут так, что напрочь опровергают знаменитую поговорку: «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». То есть щуки плавают весьма крупные (на рыбацкий взгляд – кило на полтора), но караси ведут себя абсолютно индифферентно.
При том, что в «Ковчеге» явно не будет отбою от посетителей, его функции не исчерпываются экспонированием животных. На базе комплекса, где помимо экспозиций оборудованы ещё и учебные классы, комплектуется библиотека и лаборатория, проводится обширная работа со школьниками.
И есть все основания надеяться на то, что интерес к живой природе в наших детях будет с каждым днём возрастать. Кстати, именно ради этого создавался ещё библейский ковчег. Разница только в том, что в Ярославском зоопарке сотрудники любят всех своих подопечных, даже не задумываясь делить их на «чистых» и «нечистых».


Комментарии