Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 06 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/12/15837/

Спасти рядового доктора

рубрика: Другое
Автор: Николай ПОРОСКОВ, «Время новостей». (www.vzemya.ru)

Особенно чувствительный пункт идущей военной реформы - социальные гарантии тем, кто остаётся служить, и тем, кто будет уволен,
то есть не попадёт в Вооружённые силы нового облика. Одна из главных среди этих гарантий - медицинское обеспечение. А сегодня услугами военной медицины пользуются без малого 7 млн. человек (1,1 млн. - военнослужащие, 0,8 млн. - гражданские служащие, 0,91 млн. - пенсионеры, 4,15 млн. - члены семей военнослужащих). «По поводу идущих в военной медицине перемен много в последнее время написано неверно», - заявил начальник Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) - начальник медицинской службы Вооружённых сил генерал-лейтенант медицинской службы Владимир Шаппо.


Медицинская служба Вооружённых сил, как армия и флот, действительно приобретает новый облик. Центральный аппарат «оптимизирован» в 2,5 раза, сокращение медиков в военных округах произошло примерно в той же пропорции, расформировываются 22 госпиталя. Вот пример для пояснения сути этой реформы: на расстоянии 40 км друг от друга госпитали в Мурманске и Североморске; чтобы избежать дублирования и разумно использовать государственные деньги, принято решение ликвидировать госпиталь в Мурманске. Девять госпиталей будут преобразованы в поликлиники с лазаретами. Там, где по окончании реформы не останется войск и гарнизонов, военно-лечебные учреждения не нужны. Полностью они будут сохранены в тех гарнизонах, где дислоцируются части постоянной готовности. Будут строить и новые госпитали - но уже не в центре городов, а в пригородах, обеспечивая их удобными подъездными путями, возможностью доставки больных при необходимости даже вертолётами, как это делается во многих странах мира.
Мелкие подразделения укрупнят в единые лечебно-диагностические комплексы, которые будут в состоянии оказывать все виды услуг. Для этого их обещают оснастить самым современным оборудованием, в том числе компьютерными томографами. Этот принцип коснётся всех, даже отдалённых гарнизонов. В типовых военных городках, на строительство которых ныне взят курс, спланировано сооружение гарнизонных госпиталей - как правило, не менее чем на 150 - 300 коек. От старых госпиталей и поликлиник, часть из которых построена ещё в 30 - 50-х годах прошлого века, ГВМУ откажется. К 2016 году Вооружённые силы будут располагать сетью современных лечебных учреждений, убеждён генерал Шаппо. Сейчас идёт поиск современных проектов такой системы. Для этого анализируется опыт, в том числе иностранный.
Перемены коснутся, конечно, и персонала. Примерно треть должностей офицеров заместят гражданскими. Максимально сохранят за офицерами должности хирургов, анестезиологов-реаниматологов и часть терапевтического профиля. Узкие специалисты непосредственного участия в условиях боевых действий не принимают и не определяют боевую готовность медицинской службы. Это онкологи, эндокринологи, гинекологи... Снявшие погоны могут остаться на тех же рабочих местах, их зарплата с учётом военной пенсии будет даже больше, чем в прежней, военной должности. Министр обороны поставил цель - врачи в военных лечебных заведениях должны получать больше гражданских коллег на 10 - 15 процентов.
Руководство ГВМУ в своих преобразованиях ориентируется на Стратегию социального развития России до 2020 года. В разделе «Здравоохранение» этого документа появился тезис о постепенной интеграции ведомственной медицины, то есть военных госпиталей, в систему Минздравсоцразвития. Составлен план совершенствования системы военной медицины, где главные принципы - доступность медицинской помощи, эффективность медицинских услуг, сохранение здоровья и продление профессионального долголетия военнослужащих. Не забыт и гражданский персонал, а также семьи военнослужащих. Их право на медицинское обслуживание, оговорённое в законе «О статусе военнослужащих», вопреки слухам никто не отменял. Жене или детям офицера достаточно предъявить страховой полис, чтобы затраты компенсировал Фонд обязательного медицинского страхования: Министерство обороны имеет медбюджет, который рассчитан лишь на военнослужащих. Военный пенсионер, однако, может выбирать, остаться ему в военной поликлинике или предпочесть гражданскую, если она лучше оснащена и находится ближе к дому.
В этом году военные медики провели эксперимент: в Северо-Кавказском военном округе соз­дали подвижное диспансерное отделение, оснащённое современной техникой. Отделение даже в самых отдалённых точках может проводить флюорографию, лабораторные анализы, оказывать стоматологические услуги вплоть до протезирования. Всего таких отделений будет 22. В этом году заканчивается переоснащение окружных госпиталей. Продолжается развитие программы медико-психологической реабилитации, адресованной прежде всего подводникам, лётному составу, дежурным сменам ракетных войск стратегического назначения, десантникам. Услуга бесплатная, будет оказываться на базе военных санаториев. Под особым контролем военных медиков 28 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, более 12 тысяч инвалидов и участников боевых действий, 3,5 тысячи человек, подвергшихся радиационному воздействию. Для них в некоторых госпиталях введены дополнительные штаты, в Москве строится новый лечебно-оздоровительный центр. «Мы не ждём, когда ветеран заболеет, - сказал начальник ГВМУ, - а хотя бы раз в месяц по телефону интересуемся состоянием его здоровья, все ли лекарства у него есть». Поток жалоб и просьб сразу снизился. Это сообщение главного военврача очень удивило вашего корреспондента, имеющего статус ветерана боевых действий, - с момента моего увольнения из армии прошли годы, а звонков от военных медиков что-то не было.
Санатории опять же вопреки слухам остаются за военным ведомством. К 2010 году все, кто нуждается в санаторном лечении, его получат, а к 2020 году отдыхать раз в год сможет каждый военнослужащий. В их распоряжении будет около 30 санаторных комплексов. В перспективе в Вооружённых силах должны быть только здоровые военнослужащие, убеждён генерал Шаппо, до 95 процентов уж точно. Однако и санатории, и госпитали, никуда не денешься, перешли на рыночные принципы и частично (не более 10 процентов от общего числа койкомест) берут на лечение и отдых людей со стороны - за плату по коммерческим расценкам, разумеется. И без ущерба для основного контингента. Причина приёма чужаков, по словам генерала, на поверхности: финансирование медслужбы существенно уступает потребности.
Ещё одно структурное изменение - с 1 марта 2009 года в составе Министерства обороны начинает действовать специализированное управление для обеспечения оборудованием и лекарствами военных медицинских учреждений через организованные им тендеры. Сами военные врачи будут лишь составлять заявки.
Призывной контингент - ещё один предмет особой заботы военных медиков и головная боль военврачей. Динамика показателей годности к службе постоянно снижается. Этой осенью годными признаны лишь 37,2 процента призывников, с незначительными ограничениями - чуть более 30 процентов. Остальные подпадают под категории «ограниченно годен», «временно не годен», «не годен». Идущие перемены предполагают больше внимания уделять профилактике. Массовая вакцинация рекрутов уже дала результат - гепатита А в войсках практически нет, даже в южных гарнизонах. Свыше 20 тысяч юношей последнего призыва получают повышенное питание, чтобы довести вес до нормального. 6,5 тысячи человек имеют психические расстройства, около 900 человек - склонность к алкоголизму, наркомании, суициду. Таких чаще досрочно увольняют в запас.
ГВМУ собирается узаконить прохождение всеми призывниками обследования на СПИД, на пристрастие к наркотикам. Сегодня такие деликатные заболевания в Вооружённых силах есть, признал главный воен­врач, они выявляются и лечатся. Есть даже специализированное отделение в госпитале Подольска. ВИЧ-носители, конечно, немедленно увольняются из рядов Вооружённых сил.