Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 17 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/12/15904/

Откройте, инновация!

рубрика: Другое
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
Фотографии: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Президенты бывший и нынешний говорят, что Россия должна выбрать инновационный путь развития и государство будет поддерживать в первую очередь именно эти предприятия. Особенно в кризис. Ярославская фирма «Ангстрем-ИП» - инновационнее не бывает. Сама придумывает и разрабатывает приборы, которые делает и продаёт крупным заказчикам.


Но долгое время предприятие инновационным не считали. Дело в том, что по методике департамента поддержки малого бизнеса и предпринимательства принималось во внимание только количество внедрённых изобретений и технологических процессов. Наличие собственных разработок и процессов, позволяющих самим их осуществлять, не учитывалось.
- Инновация - это разработка и внедрение нового и пользующегося спросом изделия, а вовсе не изобретение чего-то принципиально не известного ранее, - считает директор предприятия Юрий Николаевич Кузнецов.
«Ангстремовцы» начинали 17 лет назад, после ликвидации проектно-технологического научно-исследовательского института. Вместе с развалом СССР отмирали и все его составляющие. Наука в первые рыночные годы оказалась никому не нужна.
Из всего отдела, где работал Кузнецов - а там умнейших голов было три десятка - нашлись четыре человека, которые не захотели менять науку на торговлю. И стали пытаться делать то, что и раньше в ПТНИ, - источники питания, но уже в рыночных условиях.
Электронщики сначала выпускали блоки питания прибора для одного из ярославских предприятий. А такой блок - чуть ли не полприбора. Потом сделали ещё часть. Затем посмотрели - так мы же почти весь прибор делаем, а не изготавливать ли нам его полностью от начала до конца?
Поисковый комплект, который ищет повреждение электрокабеля, оказался очень востребованным на рынке. Где-нибудь замкнёт в подземном кабеле, пойди потом найди это место... Не рыть же многокилометровые траншеи по всей длине трассы. А с этим прибором подходишь к зарытому в земле проводу, включаешь, и он определяет место повреждения. Причём на протяжении десяти километров.
Генерирующие и сетевые компании тут же ухватились за поисковый комплект. Вслед за ними его стали покупать железные дороги, электротранспортные предприятия, аэропорты, строительные, неф­тегазовые компании, министерство по чрезвычайным ситуациям. Вот оно, казалось бы, счастье для малого бизнеса. Сам придумал, сам сделал, нашёл крупных заказчиков - и греби деньги золотой лопатой.
Большие проблемы малых предприятий
На деле не всё так прекрасно в малых предприятиях. Самая главная трудность в том, что они хоть и малые, требования к ним, как к большим заводам. Экологию блюди, технику безопасности чти, охрану труда - соблюдай.
В западных странах на долю малого бизнеса приходится 80 процентов всего валового внутреннего продукта. И это здорово, потому что нет посредников, нет лишней бюрократической процедуры. Каждый рабочий знает свой манёвр и не несёт на своей шее бумагоперекладывающего бездельника. За малый бизнес - устойчивость к потрясениям. Обанкротится одно предприятие по вине нерадивости собственника или рыночной конъюнктуры - экономика этого и не заметит. На место неудачника тут же легко придёт конкурент. А случись что с большим заводом? Тут же тысячи людей лишаются работы, наносится серьёзный удар по смежникам, которые без вины страдают из-за умершего предприятия. И новый завод так быстро не придёт взамен остановившемуся.
Российские власти одним полушарием своего государева мозга понимают это и декларируют поддержку небольших фирм, а другим обкладывают малый бизнес обязательствами по меркам крупных промышленных предприятий.
На малом ярославском предприятии, о котором речь, 56 человек, но за счёт оптимизации труда оно является мини-заводиком со своим конструкторским бюро. Каждый человек совмещает в себе несколько функций, нет лишних людей и длинноногих секретарш. Но как только фирма насчитала в своих рядах больше 50 человек, у закона появились к ней дополнительные жёсткие требования. Отдельный человек должен заниматься охраной труда, вводится должность инспектора по тому-то, ответ­ственного за то-то. И за счёт этих требований должна выстроиться целая управленче­ская структура, которую рабочему человеку надо кормить. И на деле получается, что государство вместо поддержки малого бизнеса говорит ему: вы, конечно, малые, но спрос с вас, как с больших.
Всё в своих руках
Пробовали ярославцы пойти по пути специализации, но быстро поняли, что надёжнее всё сосредоточить в своих руках и ни от кого не зависеть.
И ещё, что немаловажно, у производителя прямой контакт с потребителем. Высказывают, например, пожелание - а вот нам бы прибор, который бы ещё и это измерял. В магазине, торгующем товаром, который куплен у десяти посредников, любое пожелание - бесполезное сотрясение воздуха. А ярославцы тут же могут взять пожелание покупателей на вооружение и за неделю изменить конструкцию прибора. Большому предприятию потребовалось бы неизмеримо больше времени на перестройку производства. Такой путь развития ярославского малого предприятия оказался эффективным. В кабинете у директора золотых медалей, призов, статуэток больше, чем в музее мадридского «Реала», наверное. А грамоты и дипломы в два ряда стоят, потому что места не хватает всем. И то только награды последних двух-трёх лет. Дипломы за более ранние достижения убраны в шкафы. Ярославцы - лауреаты главной премии «Российский национальный олимп», лауреаты международного конкурса «Золотая медаль. Европей­ское качество». Названия дальнейших дипломов перечислять долго, назову лишь страны, их выдавшие: Франция, Чехия, Словакия, Голландия.
Участие в международных форумах приносит свои плоды как на внешнем рынке, так и на внутреннем. За границей тебя уже узнают, и есть шанс найти сотрудничество с новыми поставщиками. На внутреннем - приглашают в городской совет по развитию малого и среднего предпринимательства. И на том спасибо.
- Если меня вдруг начнут обижать, то будет куда пожаловаться на более высоком уровне, - говорит Юрий Кузнецов. - Но особой материальной и льготной поддержки предприятию власти Ярославля практически не оказывают.
Электронщики привыкли добиваться всего своими силами. И постоянно развиваться, чтобы быть конкурентными на рынке. Куда уж конкурентнее, казалось бы, и так вся страна твоим поисковым прибором пользуется. Но чтобы не остаться на месте, приходится быстро бежать.
Поэтому ярославцы принялись модернизировать имеющийся прибор. Сначала довели его характеристики до идеальных. Раньше точность обнаружения разрыва составляла метр-два. Сейчас прибор укажет на место аварии с по­грешностью в 30 сантиметров. В начале пути могли обнаруживать лишь неглубоко зарытые кабели. Теперь «видят» на глубине 15 метров. Увеличили до 10 километров дальность действия прибора. Больше уже смысла нет.
Затем стали расширять сферу его применения. Стали поставлять его в Бангладеш. Или, например, в Якутию. Значит, надо делать его более температуроустойчивым. Как к плюсовым температурам, так и к минусовым.
Потом придумали, как сделать, чтобы прибор обнаруживал не только электрические кабели, но и любую железную трубу. И тут же в разряде клиентов оказались владельцы водоканалов, газо- и нефтепроводов. Усовершенствовали комплект, и он уже может находить повреждения в мощных кабелях связи.
Затем в него встроили дополнительные приборы измерения, потом процессор - и он уже может передавать информацию на компьютер. Обычный прибор проходит эволюцию, сравнимую с путём от дискового телефона до айфона. Думают, как бы пристроить свои приборы в Европе в специальных лабораториях. И для этого переделывается корпус стандартного комплекта!
А что видно
в конце тоннеля?
И что в итоге имеется? Ярославское предприятие с собственными площадями, инновационной деятельно­стью, экономным штатом, почти монопольным положением на российском рынке, востребованностью за рубежом, стабильными заказчиками.
Да, местные власти особо не помогают, но вышеперечисленных плюсов должно хватить с головой, чтобы электронщики жили припеваючи. Зачем же бить в колокола: где обещанные льготы малому бизнесу?
А недоволен Кузнецов потому, что из-за завышенных фискальных и иных требований к малому бизнесу зарплата на производстве у людей 10 - 15 тысяч. У кондукторов на маршрутке и продавцов в магазинах и то больше... Почему же инновационная деятельность успешного даже по европейским меркам предприятия оценивается ниже низкоквалифицированного труда?
Фирмой руководят грамотно, товар качественный и востребованный. Значит, условия для малого бизнеса в российской и ярославской среде созданы такие, что деятельность эта изначально не может быть успешна.
Тем не менее на предприятии собраны светлые головы, техническая элита. И возможность работы по специальности они пока ещё ценят превыше зарплат охранников и кондукторов. Долго ли так будет продолжаться? Если Ярославская область хочет выбрать инновационный путь развития, то надо делать его удобным для путников.