Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 10 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/12/2193/

Басманное строительство

рубрика: Другое
Автор: Марина МОРОЗОВА

В Москве разбираются, от чего рухнул Басманный рынок, убивший 64 человека. Пытаются понять, почему вдруг обрушилась крыша, кто ошибся, кто схалтурил, кто стал автором катастрофы – автор проекта, строители или хозяин, допустивший грубые нарушения в эксплуатации. Газетные полосы пестрят сообщениями о том, что будут организованы дополнительные проверки несущих кон-струкций зданий и сооружений, в том числе и рыночных комплексов в городах России. Гром грянул – в очередной раз... Ученые, аналитики прогнозируют рост числа техногенных катастроф, ссылаясь на некачественное строительство и отсутствие должного архитектурного и технического надзора.


Сколько еще жизней унесет российское «авось»? И как от него защититься? Этим вопросом задаются сегодня и жители Рыбинска. Здесь разгорелся очередной скандал. Ломают копья в противостоянии Рыбинское управление градостроительства и архитектуры и предприниматель Александр Дворсон. Он взялся за строительство торгового центра в таком месте, где от рынков, супермаркетов, торговых домов и развлекательных центров яблоку негде упасть. Все это составляет большой общественно-торговый комплекс, в котором новые здания соперничают друг с другом в архитектурной новизне, современных материалах и конструкциях, а старые реконструируются «под стать», пытаясь сохранить исторический облик купеческого города. Здесь, на улице Крестовой, 109, слева от универмага «Юбилейный» еще в 1993 году Александр Дворсон приобрел полусгоревший деревянный домик и участок земли.

Постановлением рыбинского главы в 2000 году Дворсону разрешено проектирование торгового комплекса. Был разработан эскизный проект, который получил согласование управления архитектуры. До разработки и утверждения рабочего проекта застройщику было дано право подготовить земельный участок к будущему строительству – огородить, убрать ненужные строения, очистить от мусора. И все. Но Дворсон, не получив добро на рабочий проект и разрешение на строительство, начал возведение фундамента.

Стройплощадка сразу стала заметной в городе и привлекла к себе внимание не только архитектурно-градостроительного контроля. Рыбинцы сравнивают – вот на улице Луначарского жилой дом строят турецкие бригады. Быстро, красиво, чувствуются передовая технология и порядок. А здесь... Сразу видно – не профессионалы работают, а шабашники, которые даже не в состоянии соорудить нормальный забор вокруг строящегося объекта. Рухнувшее в очередной раз ограждение открывает взору невообразимый бардак на площадке, свалку стройматериалов, завалившийся в яму экскаватор. На площадке нет охраны, доступ открыт любому. Впрочем, это лишь мои дилетантские наблюдения. Свои тревоги несу в управление архитектуры.

– Все верно, – соглашается со мной Николай Лосев, главный архитектор, начальник архитектурно-градостроительного управления Рыбинской администрации. – Вот эскизный проект, подборка фотографий, сделанных на объекте летом и в разгар зимы, десятки предписаний, направленных застройщику. Управление давно пыталось остановить незаконное строительство. В конце прошлого года проект, получивший наконец положительное заключение госэкспертизы, был представлен в управление архитектуры. Но мы вынуждены были отказать в согласовании, так как третья часть здания – фундаменты, которые обеспечивают безопасность объекта, выполнены с серьезными нарушениями. Так плохой дачник курятник строит. Мы ответили, что не можем согласовать проект, предложили Дворсону провести комплексное обследование фундаментов и, если понадобится, внести коррективы в проект, чтобы вести строительство как положено, соблюдая все требования по безопасности объекта. Но все безрезультатно. Торговый центр будут посещать тысячи человек ежедневно. Это значит, несущие конструкции и фундамент должны быть особенно крепкими и добротными.

Какие нарушения? Специалисты рассказывают: «Закладка фундаментных подушек идет с отклонением от проекта, на ряд керамического кирпича положен ряд фундаментных блоков. Это непозволительно. А если кирпич разрушится – осядут блоки, что вызовет деформации всего здания. Вместо одного ряда блоков – два, между рядами набросан пенопласт. Простран-ство между фундаментными блоками должно заполняться монолитным железобетоном. Застройщик их заполняет кирпичной кладкой. Для фундамента используется непроектный пустотелый кирпич, который в агрессивной среде может разрушиться. Сопряжение узлов недопустимое – бетон, пенопласт, кирпичная кладка вполкирпича. Что под фундаментной подушкой – вообще непонятно. Сплошные нарушения технологии. Вот на фото видно, что блоки положены друг на дружку, идет подштопка дыр бетоном. Блок может выскользнуть от нагрузки, ведь эта «нашлепка» – не монолит. Грамотный строитель такого не допустит».

– А вот это «устройство гидроизоляции». Застройщик заранее устраивает зданию благополучный капиллярный подъем воды в его стены,– замечает главный инженер управления Владимир Труба. – В Рыбинске крайне высокий уровень грунтовых вод, от которых страдает не только старая застройка, но и современная. До сих пор его при строительстве игнорировали – и что? Уже замечены трещины в стенах общественно-культурного центра, который стоит в квартале отсюда...

Сам Александр Дворсон не признает претензий управления архитектуры и градостроительного контроля:

– Какие могут быть отклонения от проекта, если он еще не подписан? Нет проекта – нет и отклонений!

Пытаюсь возразить:

– Раз нет проекта, не может быть и строительства! А вы ведете его, как сказали в архитектуре, с 2003 года.

– Я не отступаю от проекта, есть незначительные отклонения, которые я согласовываю с проектировщиком. Они исправляются, если проектировщик требует. Идеального ничего нет. В любом строительстве есть отклонения от проекта. Автор – МУП «Гражданпроект» – ведет надзор. Я к нему прихожу, и мы консультируемся, что делать дальше. Проектировщик признал, что по моему варианту дренажная система лучше. И еще – по противопожарным нормам нужны два выхода. У меня в проекте три, и это неправильно. Зачем мне торговые площади занимать лишним выходом? Ненадежный фундамент, говорите? Это клевета. Я подал в суд на СМИ, которые эту клевету распространили. Там архитектура заявила, что блоки у меня б/у – бывшие в употреблении. Но у меня есть все документы, которые подтверждают, что блоки я купил в Переславле и на Рыбинском заводе ЖБК. Прокуратура по этому поводу разбирается. А знаете, старый бетон гораздо крепче нового. Никакой опасности нет. И вообще это не дело архитектуры смотреть за строительством. Есть Госархнадзор. У него есть замечания, которые мы исправляем. Лицензия на строитель-ство у меня есть, подписан договор с фирмой, у которой тоже есть лицензия. Завершу строительство, если мешать не будут, в 2007 году.

– Почему вы не хотите выполнить требования архитектуры и представить акт экспертизы фундамента?

– А какой экспертизе сейчас можно доверять? Все продается и все покупается.

За комментариями обращаюсь к автору проекта, директору МУП «Гражданпроект» Михаилу Рубцову. Михаил Анатольевич сначала отказался говорить, а потом заявил:

– Знаете, я бы такую стройку вообще прикрыл. Так не строят. Работают какие-то мужики, все делают кое-как. Отклонений от проекта очень много.

– Застройщик утверждает, что все отклонения с вами согласовывает.

– Да ничего он не согласовывает. Получил добро по керамическому камню и по изменению уровня отметки фундамента. И все.

Снова звоню в архитектурное управление. Николай Лосев извиняется: Дворсон обратился за защитой к главе Рыбинской администрации, и тот запретил давать информацию журналистам, теперь все только через пресс-службу. Не соглашаюсь с главным архитектором – информация, которая касается безопасности населения, не может скрываться от прессы, не может носить закрытый характер. Но обращаюсь в пресс-службу Рыбинской администрации: какое мнение у главы по этому поводу? будет ли он как-то реагировать, привлекать специалистов, настаивать на экспертизе фундаментов новостройки? Никаких официальных комментариев пока нет, ответили мне в пресс-службе.

Проект торгового центра подписан. Но управление архитектуры настаивает на своем: «Мы написали несколько предписаний в ГАСК (государственный архитектурно-строительный контроль), который штрафует недобросовестного застройщика. Анализ должны сделать квалифицированные специалисты, чтобы иметь технически грамотное заключение о дальнейшей судьбе здания. Возможно, придется дорабатывать проект, чтобы провести дополнительные усиления фундамента. Пока не поздно».

Смею предположить, что после трагедии с Басманным рынком пройдет череда «крутых» проверок, и все стихнет до следующего обрушения. Потому что халтура в российском строительстве, увы, не запрещена.