Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 20 июня 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/14/60499/

Быстро и с риском для жизни...

рубрика: Полицейский вестник
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ.
Фотографии: Фото Олега ТАТАРЧЕНКОВА.

Тема безопасности маршрутных такси в больших городах давно волнует их жителей. Это настолько актуально, что породило поговорку «Пятнадцать минут страха, и вы – на работе» и даже гимн «маршрутчиков», положенный на мелодию хита «It’s my life» – «Это моя жизнь». Реалии нашего региона не являются исключением. По данным област­ного управления ГИБДД, за пять месяцев этого года на территории Ярославля произошло 48 ДТП с участием маршрутных транспортных средств (в области – 70). В областном центре в таких дорожно-транспортных происшествиях погибли два человека. В регионе погибли восемь и ещё сто двадцать семь ранены. Из них восемьдесят пять – в Ярославле.


                                                     Хроника ГИБДД:
       13 февраля 2012 года в 9.40 на проспекте Машиностроителей у дома № 20 водитель автобуса «ЛиАЗ» на остановке общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора» при осуществлении посадки и высадки пассажиров не убедился в безопасности и окончании выхода всех пассажиров, в результате чего зажал дверью ребёнка и начал движение. В результате этого пострадала несовершеннолетняя девочка. Диагноз – ушиб грудной клетки.
       15 февраля 2012 года в 10.20 на Ленинградском проспекте у дома № 50 произошло столкновение автомобиля «Хонда» и маршрутного автобуса «Фиат Дукато», проезжающего перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. В результате ДТП пострадала несовершеннолетняя пассажирка «Фиата». Она получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение голов­ного мозга, гематому головной области слева.
       21 мая 2012-го в 19.00 на проспекте Машиностроителей при столкновении маршрутных такси № 83, произошедшего из-за несоблюдения дистанции, пострадала пассажирка автобуса.

Редакция «ПВ» вместе с сотрудниками отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Ярославлю капитаном полиции Виталием Ромашкиным и лейтенантом полиции Евгением Бякиным решила разобраться в причинах, почему маршрутные такси и некоторые пункты Правил дорожного движения (ПДД) всё чаще становятся понятиями несовместимыми.

Едва автомобиль с проблесковыми маячками и спецзнаками ГИБДД выруливает с улицы Урицкого на Ленинградский проспект к остановке напротив ТЦ «Космос», как капитан полиции Виталий Ромашкин обращает моё внимание на первое нарушение: на пешеходной «зебре» высаживает пассажиров «пазик» с маршрутным номером 78.

Конечно, это не самый вопиющий случай: пешеходы всего лишь не могут вовремя перейти на зелёный свет, протискиваясь между закрывшими дорогу автобусами и опасливо глядя через плечо и налево, чтобы не угодить под колёса поворачивающих на «Ленинградку» машин, для которых этот самый свет – разрешающий движение.

Устройство таким образом остановки общественного транспорта уже граничит с нарушением ПДД, поскольку позволяет высаживать людей фактически на перекрёстке под светофором. По логике вещей следовало бы вывести пешеходный переход за пределы остановки. Но тем самым она станет короче, ограничивая возможности загрузки пассажиров, а ведь эта остановка – одна из самых оживлённых в Дзержинском районе! Тем более, подсказывают житейские наблюдения, водители маршрутных такси всё равно будут останавливаться здесь, пренебрегая этими самыми «границами».

...В этом я убеждаюсь на пешеходном переходе, что на проспекте Октября напротив Соловьёвской больницы. Всем, кто когда-либо ездил на маршрутке через него, известно: как редкая птица сможет долететь до середины Днепра, так и редкий водитель способен не остановиться на этом месте, чтобы высадить или, наоборот, «взять на борт» пассажира.

Сотрудники ГИБДД ставят своего рода эксперимент: паркуют автомобиль сразу за переходом. То есть водитель маршрутного такси, совершая нарушение, должен быть патологически слепым, чтобы не увидеть его. И тем не менее первый же это делает!

...Уже в машине полицей­ских, выписывающих ему протокол за административное правонарушение, я интересуюсь у водителя автобуса, зачем он это сделал. Неужели не видел автомобиль ГИБДД?

– Да чёрт его знает! – отвечает он. – Подумал: может, покурить остановились? Что поделаешь, если люди просят остановить. Дальше не могу: забор мешает.

Авось. Везде надежда на «авось»: проскочу, не заметят, не пожалуются...

Об остановке «Площадь Карла Маркса», которая находится в каких-то шестидесяти метрах позади этой почти «узаконенной» незаконной остановки, речь даже не идёт. Что ни говори, разбаловали у нас «маршрутки» людей, ходить своими ножками уже не хочется...

Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что после того, как сотрудники ГИБДД стали жёстче спрашивать с этого вида общественного транспорта, его водители стали гораздо дисциплинированнее. Они уже не всегда высаживают людей на перекрёстках и отказывают прижиматься к обочине, если двигаются в плотном транспортном потоке.

Добились же полицейские значимого результата в этой борьбе: отучили тормозить у Знаменской башни на Комсомольской улице! Народ повозмущался для порядка и стал ходить на официальные остановки.

...Протокол, обязывающий оплатить штраф в 300 рублей, водитель подписывает спокойно и привычно. И тут же снова садится за руль автобуса: главное – график и прибыль!

– В чём главное отличие «маршруток» от муниципального транспорта? – продолжает капитан. – Муниципальные водители напрямую не заинтересованы в прибыли. Они встают на маршрут и спокойно едут от остановки к остановке, соблюдая график. «Маршрутчики» же работают по другому прин­ципу. Они должны отдавать ежедневно хозяину определённую сумму. Всё, что сверху, – их дополнительный заработок.

Поэтому «маршрутки» устраивают гонки со своими конкурентами, работающими на тех же участках улиц. Высаживают людей там, где не положено. Перестраиваются для этого чуть ли не с крайнего левого ряда. Не следят за тем, все ли люди вышли из транспортного средства. То есть всеми способами воюют за деньги пассажира. Вот мы сейчас наказали водителя на 300 рублей. Для него это значит, что пару рейсов он отработал бесплатно. Значит, будет нагонять в другом месте...

То есть из этого можно сделать вывод, что бизнес-модель «маршрутки» изначально «заточена» под нарушение правил дорожного движения? Однако при грамотном государственном устройстве такого быть не может. На такого рода «вес» обязан быть «противовес». Этим соображением я поделился с Ромашкиным.

Выяснилось, что сотрудники Госавтоинспекции обо всех нарушениях правил дорожного движения сообщают представителям Государственной службы транспортной инспекции. И после того, как в «копилке» того или иного индивидуального предпринимателя – хозяина маршрутных такси набирается достаточное количество таких фактов, должны следовать оргвыводы: от профилактических бесед до вынесения представления в суд о лишении лицензии.

Однако пока о таких решениях полиции неизвестно...




Комментарии