Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 15 августа 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/14/61092/

«...И на первый взгляд как будто не видна»

рубрика: Полицейский вестник
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ.

Их службу вряд ли назовёшь привлекательной: офицерам и сержантам нарядов ППС приходится иметь дело с пьяными, хулиганами, семейными дебоширами и мелкими уголовниками. Но если представить на минутку, что стало бы, если «пэпээсники», как их именуют в народе, вдруг все одновременно исчезли с наших улиц? Даже и представлять не хочется. Сегодня мы расскажем об отдельном батальоне патрульно-постовой службы УМВД России по городу Ярославлю. А для начала – немного истории...


Летопись

2 сентября 1923 года Центральное административное управление НКВД опубликовало «Инструкцию постовому милиционеру», регламентирующую общие положения о постовой службе, а также права и обязанности её сотрудников. К лету 1926 года подразделения ППС появились практически во всех городах СССР. К этому времени уже была разработана и внедрена и единая форма одежды со специальным отличительным знаком в виде белого металлического щита, на котором значились название участка и личный постовой номер сотрудника.

Согласно «Инструкции», подразделения ППС были обязаны наблюдать за порядком на улицах, в садах, парках и других местах общего пользования. Фактически с этого момента руководство страны документально закрепило за милицией охрану общественного спокой­ствия как одну из основных обязанностей органов внутренних дел. Эта практика неизменна и сейчас.

Что же касается истории непосред­ственно ярославского отдельного батальона ППС, то он менял свои названия на протяжении десятилетий, выполняя тем не менее одни и те же задачи. Начинался он как отдельный кавалерий­ский эскадрон при управлении рабоче-крестьянской милиции в 20-е годы, потом стал отдельным батальоном патрульно-постовой службы при УВД Ярославской области и был таковым вплоть до марта 1992 года.

Тогда он был сокращён, а оперативная рота специального назначения в его составе превратилась в самостоятельное подразделение – ОМОН, часть сил и средств была передана в районные отделы внутренних дел по городу Ярославлю. И 1 июня того же года был создан уже городской отдель­ный батальон ППС при УВД Ярославской области.

Зачем нужны были такие перестановки? Страна изменилась, криминальная обстановка постоянно ухудшалась, поэтому необходимо было укрепить «силовым блоком», каким являлась и является патрульно-постовая служба, районные отделы тогда ещё милиции. Вместе с тем и областному управлению был необходим «кулак», который мог бы не только обеспечивать общественный порядок во время массовых мероприятий в губернском центре, но и в случае необходимости поддержать своих товарищей «на выезде».

10 марта 2009 года в рамках реформирования системы МВД отдельный батальон ППС вывели из-под областного подчинения и передали вновь созданному УМВД России по городу Ярославлю. Тем не менее его сотрудники, как бывшие, так и нынешние, продолжают считать днём образования батальона 1 июня, когда он стал боевой единицей в новой стране – Российской Федерации.

Первым командиром того, «первого», батальона стал майор милиции (а впослед­ствии – подполковник) Андрей Смирнов. С ним автор этих строк познакомился буквально через месяц после сформирования этой новой боевой единицы.

Война

С самого начала 90-х годов, когда в южных республиках сначала СССР, а потом и Российской Федерации один за другим вспыхивали во­оружённые конфликты, и по сей день бойцы и офицеры батальона ППС находятся в командировках в «горячих точках». Мне приходилось встречаться с нашими ребятами и в Северной Осетии, и в Ингушетии (ещё до начала первой чеченской войны) и уже потом – в самой Чечне.

И сейчас семнадцать бойцов и офицеров батальона несут службу в городе Серноводске, на административной границе Чечни и Ингушетии.

Если встретишь спокойного и немногословного прапорщика полиции Алексея Скаржинского, то не подумаешь, что этот водитель обычной патрульной машины награждён медалью «За отвагу» – самой уважаемой солдатской наградой.

В марте 2000 года он, тогда ещё младший сержант, в составе оперативно-боевой группы участвовал в освобождении посёлка Комсомольское от боевиков в Чеченской Республике. В тот момент, когда колонна «федералов» вошла в этот населённый пункт, по ней открыли огонь с двух сторон.

Скаржинский получил приказ занять боевую позицию около дома, из которого велась стрельба. Не медля, он подавил огневую точку противника, забросав её гранатами и обстреляв из автомата. Забежав во двор этого строения, Алексей Юльянович натолкнулся ещё на одного боевика, бившего по нашим боевым порядкам из пулемёта. Пулемётчик был застрелен. Позже выяснилось, что в подавленной ярославским милиционером огневой точке находилось двое бандитов. Оба были уничтожены.

Сейчас в батальоне служат двое сотрудников, награждённых орденами Мужества. Один из них – старшина полиции Михаил Пойгин, получил свою награду тоже на чечен­ской войне, оказавшись единственным выжившим после подрыва автомобиля. А вот второй, старшина Сергей Кракасевич, награждён по гражданским меркам в «мирное время».

23 февраля 1998 года он в форменной одежде, но уже сдав табельный пистолет, возвращался домой со службы. Проходя мимо коммерческого ларька на улице Володарского, Сергей услышал крики о помощи. Подбежав к торговой точке, он увидел двух молодых людей, грабивших продавщицу.

В руке одного из них милиционер увидел нож. Не медля ни минуты, он обезоружил преступника. Однако второй грабитель успел выхватить из рукава свой нож, ударить старшину в плечо и после чего убежать. Первый же злодей, несмотря на ранение сотрудника ППС, удрать не смог. Как выяснилось чуть позже, преступник, ранивший милиционера, перед этим нанёс четыре ножевых ранения и продавщице. Чуть позже он был задержан и предстал перед судом...

На охране общественного порядка

2 августа, во время гуляний ветеранов ВДВ, автор этих строк вместе с патрулём баталь­она ППС был в центре Ярославля. Мне приходилось бывать на таких мероприятиях неоднократно, причём, что называется, «с обеих сторон». И если сравнить то, что было в начале 90-х, с тем, что стало сейчас, то уместнее всего процитировать Александра Грибоедова: «Дистанции огромного размера».

Конечно, нужно отдать должное организаторам праздника со стороны самих десантников: люди вели себя в большинстве своём достойно. С другой стороны, только сидя в кабине патрульного автомобиля и слушая переговоры полицей­ских по рации, начинаешь осознавать, сколько нужно усилий, чтобы держать ситуацию под контролем.

Ни одна подвыпившая группа молодых «голубых беретов» («старики» предпочитали в большинстве своём мирно отдыхать, без поисков приключений) не оставалась без внимания патрулей. Их буквально «вели» по улицам, контролируя каждый шаг. Поэтому помощи полицейского спецназа, который по привычке все именуют «собрами», ждавшего развития событий в неприметном автобусе около Даманского, не потребовалось.

Как позже мне скажет представитель командования отдель­ного батальона ППС УМВД России по городу Ярославлю, в результате всех мероприятий было задержано пять человек, своим скандированием будивших жильцов домов на Красной площади в первом часу ночи.

И слова всем известной песни «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна» в полной мере относятся к этим незаметным и незаменимым солдатам правопорядка ППС.