Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 19 декабря 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/14/62629/

«Банкоматный Мой Додыр»

рубрика: Полицейский вестник
Автор: Вадим ВЕРЕНИН.

В первой половине декабря Дзержинский суд Ярославля приговорил к четырём годам строгого режима Зуфара Вагапова и Романа Круглова за совершение преступлений, о которых летом сообщали все СМИ, – кражу банкоматов с помощью их подмены муляжами, набитыми песком. Напомним, что серия краж как самих банкоматов, так и вскрытие их на месте началась в городе ещё с прошлого года. «ПВ» рассказывал о них и даже, публикуя интервью с начальником одного из оперативных отделов УМВД России по Ярославской области, озвучил версию полицейских, что на территории нашего региона орудует банда «залетных гастролёров». Однако после того как преступников задержали, выяснилось, что они всё-таки доморощенные. Хотя и не совсем...


Зуфар Вагапов родился в 1962 году в городе Термезе тогда ещё Узбекской ССР. Живёт в Ярославле как минимум лет двадцать. Согласно обвинительному заключению был осуждён на шесть лет в 2004 году за соучастие в грабеже при отягчающих обстоятельствах, вышел в 2008 г. по условно-досрочному освобождению и основал ООО с двусмысленным названием «Мой Додыр».

Однако, видимо, бизнес в сфере «мытья до дыр» не приносил желаемой прибыли. Поэтому, по словам подельника Вагапова ярославца Романа Круглова, данным им в явке с повинной, Зуфар, предпочитающий, чтобы его звали «Юрий», предложил ему заняться подменой банкоматов. Об этом способе тот якобы прочитал в Интернете: таким образом похищали деньги в Санкт-Петербурге. В качестве целей подбирались банкоматы, стоящие на «ножках» (наверное, для того чтобы удобнее было перегрузить их на тележку) и не оборудованные видеонаблюдением.

Любопытно, что на предложение Вагапова Круглов без колебаний согласился. В документах говорится, что Роман знает своего более старшего приятеля аж с 1990 года (в них, правда, не уточняется, при каких обстоятельствах они познакомились – явно не при законопослушных). Это следует хотя бы из того, что Круглов тоже подключил к совершению преступления своего приятеля, с которым проходил раньше по другому уголовному делу. Приятель этот, кстати, только успел освободиться из мест лишения свободы...

Пользуясь статусом руководителя фирмы, Вагапов решил заказывать в соседних регионах водителей с грузовиками, имеющими гидравлических погрузчиков. Где-нибудь на трассе те перегружали на своей борт из якобы сломавшейся «мойдодыровской» «газели» якобы упакованные банкоматы. Далее нанимались грузчики, которые под чутким руководством приятелей заменяли бы настоящие агрегаты, напичканные деньгами, на муляжи. Их в свою очередь оба преступника изготовляли в гараже Круглова в ГСК «Дружба» на улице Угличской.

Для полноты картины, чтобы окружающие приняли их за работников охраны банков, Вагапов и Круглов в разных местах: Ярославле, Иванове и даже Владимире – закупили два комплекта формы охранников, пневматические пистолеты и даже специальные сканеры, позволяющие глушить мобильную связь вокруг места совершения преступления. Кроме того, обзавелись накладными усами и париками.

Для разрезки уже похищенных банкоматов имелся гараж в деревне Кишаново Даниловского района, где знакомый Круглова (проходящий по делу как свидетель) предоставил необходимое газосварочное оборудование.

Одним словом, говоря языком Жеглова, «возникло преступное сообщество, именуемое в народе «шайкой», и если бы не рыночные отношения в стране, все водители-частные предприниматели и наёмные грузчики, проходящие по делу как свидетели («нас наняли-заплатили-знать не знаем»), на скамье подсудимых оказались бы тоже. Советская фемида за соучастие «втёмную» тоже давала срок. Но рынок изменил ситуацию. Оказывается, такой порядок вещей очень удобен для жуликов: можно использовать втёмную большое количество народу, который никогда не будет задавать вопросы: главное, чтобы платили хорошо.

Как добросовестный бизнесмен, Вагапов дождался выходного дня 19 мая 2012 года и решил провернуть по вышеупомянутой схеме свою криминальную операцию. Однако в первом случае случилась осечка: заранее присмотренный банкомат, принадлежащий «Банку Москвы» с деньгами в почти один миллион двести тысяч рублей, оказался прикрученным к полу.

Изобразив перед наёмным водителем из Иванова и ярославскими грузчиками «производственную накладку», шайка тут же отправилась по другому адресу: в пиццерию «Ташир» на Ленинградском проспекте. Там они «благополучно» украли другой банкомат Ярославского филиала АКБ «Фора-Банк» стоимостью в 302 849 тысяч рублей, в котором находилось почти 110 тысяч, и отвезли его в Даниловский район, где и вскрыли.

Видимо, увидев, что похищенная сумма не отвечает их требованиям и даже финансовым затратам на совершение преступления, оба подельника стали готовить новую «операцию». Преступники и не догадывались, что разрезанный ими банкомат и выброшенный там же, в Даниловском районе, уже найден и передан сотрудникам полиции.

Они уже установили по его номеру и место совершённого преступления. Началась кропотливая работа по сбору оперативного материала. Помнится, в те дни редакция «ПВ» не могла связаться с руководством профильного отдела уголовного розыска областного УМВД: все находились в «поле». Всё подозрительное «движение» вокруг банкоматов города фиксировалось; охранники, работники торговых залов, арендаторы помещений, где находилось подобное оборудование, были предупреждены: в случае любых подозрительных действий немедленно вызывать полицию.

...Тем временем, найдя новую цель в магазине «Магнит» на улице Володарского, в котором, как позже выяснится, было 234 250 рублей, Вагапов и Круглов принялись работать по уже накатанной схеме: наняли водителя (на этот раз в Рыбинске), грузчиков и 14 июля подъехали к магазину на арендованном бортовом «мерседесе»...

СОБР подлетел очень быстро, и в течение последующего полугода «Юра» Вагапов и Ром Круглов оказались озабоченными только одним: доказать, что они не представляли собой организованную преступную группу, а действовали, так сказать, только «по предварительному сговору». В противном случае получили бы гораздо больше. Судя по приговору, убедить суд им в этом удалось.