Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 31 января 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/11399/

На страже народных денег

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

В связи с реализацией национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, строительства жилья, помощи материнству и детству, а также государственной поддержкой развития физкультуры и спорта всё большие средства из федерального бюджета направляются в регионы. Одновременно повышается и роль органов Росфиннадзора. Территориальное управление Росфиннадзора в Ярославской области – правопреемник Контрольно-ревизионного управления – на неизменно высоком уровне осуществляет финансово-бюджетный контроль за использованием государственных средств. Ярославское управление традиционно входит в десятку лучших по России. Так, в первом квартале 2007 года оно заняло 1-е место, а во втором квартале – 6-е место по Российской Федерации. Об эффективности этого контроля, формах предупреждения и устранения финансовых нарушений, выявленных в ходе проверок, рассказывает руководитель Территориального управления Росфиннадзора в Ярославской области Виталина Францевна ГЛАЗУНОВА.


– Виталина Францевна, по уже названным национальным проектам в область ежегодно поступают средства, исчисляемые миллиардами рублей; кроме того, в регионе сотни учреждений и организаций находятся на бюджетном финансировании. Расходование какой доли этих средств удаётся проверить?

– Осуществляя контроль, ревизиями и проверками мы охватываем не менее половины объёма средств, ежегодно поступающих в Ярославскую область из федерального бюджета. Это в первую очередь средства бюджетных организаций, а также дотации и субвенции.

Начиная с 2006 года, Территориальное управление проводит проверки использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках национальных проектов. В ходе контрольно-ревизионных мероприятий выявляются различные нарушения порядка использования федеральных средств и федерального имущества: нецелевое, неправомерное, неэффективное использование и другие.

В 2007 году проведено 187 ревизий и проверок, в ходе которых проверено использование более 19 млрд. рублей.

Выявлены финансовые нарушения на немалую сумму – около 2 млрд. рублей.

– Наверное, надо пояснить читателям, что за этим не стоит факт присвоения кем-то двух миллиардов рублей.

– Конечно, нет. Казно­крадства в таких масштабах в регионе нет. Это в основном лишь траты, произведённые с нарушением действующего законодательства.

– Каковы самые распространённые финансовые нарушения?

– Самое распространённое из этих нарушений – нецелевое использование средств, когда руководители организации расходуют выделенные средства на цели, не соответствующие условиям их получения. Таких нарушений порядка бюджетного процесса выявлено на сумму 240 млн. рублей. Но я должна сказать, что в последнее время количество таких нарушений снижается, и в немалой степени благодаря нашим проверкам, поскольку их цель – не только обнаружить недостатки и наказать, но и научить правильно организовать бюджетный процесс.

– Наверное, часто бывает, что эти нарушения вызваны необходимостью. Например, детдому или школе выделены деньги на мебель, а пришлось срочно делать ремонт. Так ли уж виноват директор учреждения?

– Действительно, иногда возникают обстоятельства, требующие корректив в расходовании бюджетных средств. Например, хотели купить мебель, но вдруг прорвало трубу, а денег на такой ремонт не планировалось. Но законом и это предусмотрено. Руководителю следует обратиться в вышестоящую организацию и получить разрешение на соответствующее изменение в бюджете учреждения. Это правило нередко игнорируют, чтобы лишний раз не докучать начальству, а в итоге мы регистрируем нарушение. Порядок есть порядок.

Но если говорить о самых распространённых недостатках, то нас больше тревожат нарушения в ведении бухгалтерского учёта. К этому есть и объективные предпосылки, связанные в том числе с административной реформой. Бюджетное законодательство меняется практически каждый год. Вносимые изменения требуют разъяснений, а у нас в некоторых учреждениях не умеют пользоваться правовыми системами «Гарант», «Консультант», которые в режиме on-line дают пояснения к новым нормативным актам.

Нередко организации и учреждения допускают неправомерное расходование средств. Например, приобретая для учреждения имущество, нанимая подрядчиков, руководители организаций, пренебрегают обязательной процедурой проведения конкурсов. В результате проверок таких нарушений выявлено на сумму около 140 млн. рублей.

– Какие меры принимаются к нарушителям финансово-бюджетной дисциплины?

– По результатам 29 ревизий материалы направлены в правоохранительные органы, по четырём из них возбуждены уголовные дела. За выявленные нарушения 28 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 34 – к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Например, уголовное дело возбуждено по проведённой в мае-июне 2007 года ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФГОУ ДПО «Ярославский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса». В этой организации за 2006 год установлено неправомерное расходование денежных средств на сумму 260 тысяч рублей, другие финансовые нарушения на сумму более 3,5 млн. рублей, выявлены случаи заселения в ведомственное общежитие квартирного типа посторонних лиц с последующей приватизацией жилых помещений. В отношении ректора и главного бухгалтера института прокуратурой по этим фактам возбуждены уголовные дела.

Крупные, как мы считаем, финансовые нарушения выявлены в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области». Уже на начальном этапе проверки выяснилось, что бухгалтерский учёт в этом ведомстве находится в запущенном состоянии. Пришлось прервать ревизию и потребовать приведения в порядок бухгалтер­ских документов.

В этой организации были выявлены финансовые нарушения на сумму свыше 12 млн. рублей. В том числе нецелевое расходование средств в размере 260 тысяч рублей, недостача – в размере 63 тысяч рублей. Отсут­ствовали подписи ответственных лиц на расходных ордерах, не проводились конкурсы при закупке компьютеров, двух автомобилей, другого имущества. Обнаружено искажение отчётности, акты сверок дебиторских задолженностей не составлялись с конца 2005 по 2007 год.

Но, как я уже говорила, в основном цель наших проверок – не только в обнаружении огрехов в финансовой дисциплине и наказании виновных лиц, но и в предупреждении нарушения. Необходимо указать на недостатки и обязать руководителей и бухгалтеров впредь не допускать нарушений. Только в этом случае каждый народный рубль, выделенный из бюджета, будет строго учитываться и расходоваться по назначению.

– Известно, что Росфиннадзору переданы функции не только по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере, но и по контролю за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. В какой мере Территориальное управление в Ярослав­ской области реализует данную функцию?

– Действительно, проверка соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования – важное направление деятельности Территориального управления. Так, в 2007 году была осуществлена 21 проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе которых выявлены существенные нарушения. Кроме того, являясь органом валютного контроля, Территориальное управление рассматривает административные дела, поступающие от агентов – налоговых и таможенных служб. Всего в 2007 году было рассмотрено 157 дел, из них по 143 делам наложены административные штрафы на общую сумму свыше 8 млн. рублей. Только по фактам нарушения валютного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом Ростов­ского оптико-механического завода» наложено административных штрафов на сумму свыше 4,5 млн. рублей. Таким образом, работа в данном направлении даёт свои результаты.

Всего в результате ревизий и проверок в 2007 году удалось вернуть в бюджет более 300 миллионов незаконно использованных рублей, что, безусловно, является хорошим итогом работы.