Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 09 апреля 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/12285/

«Коготок» уже увяз

рубрика: Экономика
Автор: Наталья ТРЕФИЛОВА

Согласно данным статистики, в 2007 году в России более 43 процентов всей потребляемой говядины приходилось на импорт. Ожидается, что в 2008 году доля импорта говядины составит около 46 процентов. Это произойдёт из-за небольшого сокращения внутреннего производства говядины и роста импорта на фоне повышающегося спроса на этот продукт, особенно со стороны ресторанов и сетей общественного питания.


Всё менее выгодным для сельхозпредприятий становится и производство молока. По данным Росстата, в январе 2008 года наиболее быстрыми темпами растёт импорт молочной продукции. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 14,8 процента. В результате закупочная цена на натуральное молоко у российских производителей упала на 1,5 рубля. Такими данными поделился министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев в беседе с председателем Правительства РФ Виктором Зубковым во время посещения племенного завода «Детскосельский» в Ленинградской области.

Цена закупки сухого молока за границей снизилась за полгода со 140 руб. за килограмм до 90. «С учётом того, что из одного килограмма порошка производится около семи литров молока, молокозаводы стали активнее закупать именно порошок, а не натуральное молоко у россий­ских производителей», – говорит Гордеев.

Россия не готова обеспечить себя мясом и молоком, считает аналитик по потребительскому сектору ИК «Финам» Сергей Фильченков. Иностранная продукция чаще всего оказывается дешевле, т. к. зарубежные компании используют более современные производственные технологии, позволяющие снизить себестоимость. Кроме того, импортное мясо выигрывает по качеству, что связано с нехваткой в России современных хладокомбинатов, – констатирует специалист.

Россия становится всё зависимее от импортной продукции. Наша страна на сегодня потеряла продовольственную безопасность по основным продуктам питания, утверждает бывший министр сельского хозяйства, а ныне депутат Госдумы РФ Виктор Семёнов. По его словам, у нас нет продоволь­ственной безопасности в международном понимании этого слова. Не случайно неурожаи в ряде стран бьют и по нам, и по стоимости зерна, а также по стоимости других продуктов – того же мяса. Кормовая база в сфере животноводства основана как раз на зерновых.

По прогнозам экспертов, цены на продукты питания в России будут расти дальше. Глава правления Международной конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин считает, что «инфляция на продовольственном рынке в этом году будет не ниже 20 – 25 процентов».

Зависимость от импортного продовольствия чревата не только ростом цен. С увеличением доли привозной продукции Россия рискует попасть под влияние стран-экспортёров, которые смогут впоследствии диктовать нам условия по поставкам продуктов питания.

По словам Сергея Фильченкова, «на мясомолочном рынке сохраняются хорошие возможности для импортозамещения. Сырьевая база не успевает расти вслед за спросом переработчиков». В таких условиях заводы по переработке будут и впредь увеличивать долю импортного сырья, не оставляя шансов для развития нашему сельскому хозяйству. Со временем оно вымрет, а импорт завоюет весь рынок.

Правда, можно и не дожидаться столь печального исхода, а действовать по примеру Белоруссии. Задача максимум – поднять собственное хозяйство и свести к нулю импорт во что бы то ни стало – оправдала себя. Закрывая глаза на дефицит продовольствия и высокие цены на конечный продукт, установив высокие ввозные пошлины, Белоруссия подняла сельское хозяйство.

Что касается России, то пока государство в погоне за дешевыми продуктами просит производителей сбивать цены и работать себе в убыток, открывается дорога на рынок более дешёвым иностранным продуктам.

Сельхозпредприятия вынуждены брать относительно недорогие госкредиты на развитие этой отрасли, однако впоследствии не могут расплатиться по счетам из-за низкой рентабельности и невысоких цен. Такое положение дел, по мнению аналитиков, не выведет наше сельхозпроизводство из кризиса.