Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 28 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/12873/

Приборы учёта электроэнергии: это должен знать каждый

рубрика: Экономика
Автор: Елена КУЛЬКОВА

В последнее время участились случаи обращения граждан в ОАО «Ярославская сбытовая компания» с заявлениями о том, что к ним приходят какие-то люди, представляющиеся работниками сбытовой компании, предъявляют непонятные документы и проводят проверку приборов учёта электроэнергии. Во избежание всевозможных недоразумений сбытовая компания обращает внимание бытовых абонентов на способы, позволяющие убедиться в достоверности таких заявлений, и знакомит со спецификой установки современных приборов учёта электроэнергии. Разъяснения даёт начальник отдела режимов и контроля ОАО «ЯСК» Сергей Игоревич Королёв.


КОНТРОЛЁР КОНТРОЛЁРУ РОЗНЬ

ОАО «ЯСК» является поставщиком электроэнергии для физических и юридических лиц Ярославской области. В функции компании включены и услуги по проверке показаний и технического состояния электрических счётчиков. В будущем ЯСК планирует расширение комплекса предоставляемых услуг для физических лиц в части организации учёта и энергоаудита. Но сегодня в основном проверку приборов учёта осуществляют работники сетевых организаций, к сетям которых подключён конкретный бытовой потребитель.

В том случае, если контролёр ОАО «ЯСК» всё-таки навещает по­требителя (например, абонент нарушает договор энергоснабжения – не производит оплату электроэнергии и т.п.), то сотрудник сбытовой компании в обязательном порядке должен предъявить своё удостоверение, внутри которого вклеена фотография, указаны имя, отчество, фамилия, должность и дата выдачи документа. Не забудьте проверить и наличие печати – ОАО «Ярослав­ская сбытовая компания». Чтобы полностью удостовериться, что человек, представляющийся сотрудником ОАО «ЯСК», действительно им является, можно позвонить в саму компанию и выяснить, числится ли в штате специалист с таким именем и действительно ли он направлен по данному адресу. Эту информацию предоставят в отделе режимов и контроля по телефону: 8(4852) 42-75-81.

Если в момент прихода контролёра хозяина не оказывается дома, то ему обязаны по почте выслать сообщение с просьбой уведомить проверяющую организацию о времени, удобном для визита представителя энергокомпании, или лично явиться для выяснения того или иного вопроса.

МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ПРИБОРОВ УЧЁТА

Работники сетевой компании, осуществляющие плановую проверку приборов учёта, в обязательном порядке должны попросить разрешение у владельца дома или ответственного квартиросъёмщика на проводимые рабочие процедуры, а также предъявить своё удостоверение.

Потребитель всегда должен помнить о том, что неисправность приборов учёта электроэнергии визуально определить достаточно сложно даже квалифицированным специалистам. Это можно сделать лишь в том случае, если счётчик расколот или диск при включении нагрузки не вращается. Более серьёзные поломки определить «на глаз» не представляется возможным. Поэтому, если вас по каким-то причинам обязывают сменить прибор учёта, а в случае отказа грозят штрафными санкциями, знайте, что подобные действия в основе своей незаконны. Во всех возникающих спорных ситуациях специалисты Ярославской сбытовой компании советуют связаться с ними.

ВВЕДЁН НОВЫЙ СТАНДАРТ ТОЧНОСТИ

В настоящее время в жилом фонде эксплуатируются главным образом два типа электросчётчиков – индукционные и электронные. При этом первые занимают доминирующее положение, поскольку они устанавливались повсеместно вплоть до середины 90-х годов. На сегодняшний день они морально и физически устарели. Большинство из них не обеспечивают необходимый уровень точности учёта и не рассчитаны на современный уровень потребления электроэнергии. Именно поэтому сегодня во всех вновь вводимых в эксплуатацию домах устанавливаются только электронные приборы учёта. Для потребителя важнейшими характеристиками счётчика являются «класс точности» и так называемая «тарифность».

Основным техническим параметром электросчётчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. До недавнего времени все устанавливаемые в жилых домах счётчики имели класс точности 2.5 (т. е. максимально допустимый уровень погрешности этих приборов составлял 2,5 процента).

Если у вас возникли какие-либо вопросы по учёту электрической энергии или установке приборов учёта, необходимую справочную информацию вы можете получить по телефону «горячей» линии: 8(4852)42-75-81.
В связи с выходом новых правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики введён новый стандарт точности приборов учёта в бытовом секторе – 2.0. Именно это послужило толчком к повсеместной замене индукционных счётчиков на более точные – электронные.

Сегодня много вопросов у по­требителей возникает по поводу введения в Ярославской области системы двухтарифной оплаты за электроэнергию, то есть раздель­ной оплаты ночного и дневного тарифов. Такое новшество уже действует в столице не первый год.

Функциональные возможности современных электронных счётчиков позволяют вести учёт электроэнергии по зонам суток. Однако в этом году вопрос внедрения зональных тарифов в Ярославской регионе пока не рассматривается, по­скольку тарифное меню ОАО «ЯСК» не предусматривает зонные тарифы для населения. В настоящее время подобная схема действует лишь на промышленных предприятиях.

КТО ЗАМЕНИТ НЕИСПРАВНЫЙ СЧЁТЧИК?

Согласно правилам функционирования розничных рынков элект­рической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., обязанность по замене приборов учёта потреблённой электроэнергии, находящихся в собственности граждан-потребителей, независимо от того, вышли они из строя или морально устарели, возложена на потребителей электроэнергии, являющихся соб­ственниками данного прибора.

В связи с таким положением дел для многих бытовых потребителей всё же остаются неясными и спорными некоторые вопросы, с которыми они и обращаются к специалистам сбытовой компании. Например, вот такой довольно распространённый в нашей жизни случай.

Дом находится на балансе РЭУ, в штате которого есть соб­ственный электрик. Жильцы дома регулярно вызывают его с целью проверить неисправную проводку, так как она регулярно горит. Электрик приходит и, как правило, ничего не находит. В конце концов происходит то, чего так боялись квартиросъёмщики – сгорает электросчётчик. Встаёт вопрос: кто в этом случае обязан заменить вышедший из строя элект­рический счётчик и за что вообще должен отвечать электрик РЭУ? Согласно правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, счётчик должен заменить квартиросъёмщик или собственник жилья, потому что электрик РЭУ отвечает только за внутридомовые сети от ввода в здание до счётчиков жителей, то есть бытовому потребителю потребуется оплатить и стоимость прибора учёта, и работы по его установке.

Вот ещё один не менее распространённый вопрос, поступающий от владельцев гаражных кооперативных боксов. Что нужно сделать для того, чтобы узаконить личный гаражный электросчётчик и лично оплачивать счёт за потреблённую электроэнергию, минуя председателя кооператива? Здесь важным моментом является наличие технического присоединения (подключёния конкретного гаража) к сетям какой-либо сетевой организации. В этом случае заключение договора напрямую с ЯСК возможно. Если же гараж подключён к сетям гаражного кооператива, то клиентом компании является весь кооператив, и заключение договора осуществляется только с председателем оного.

К положительным моментам новых правил можно отнести право выбора бытовым потребителем компании (организации, фирмы), которая заменит электросчётчик. Единственное требование к данной организации – её деятельность должна быть лицензирована. Как только прибор учёта будет установлен, сотрудники данной фирмы обязаны провести его проверку, правильность подключения счётчика и составить акт замены прибора учёта. Далее, по действующей сегодня схеме, с этим документом до конца текущего месяца потребителю необходимо обратиться в сетевую компанию для приёмки его в качестве коммерческого прибора учёта.