Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/12937/

Мы должны адекватно ответить на вызовы времени

рубрика: Экономика
Автор: Андрей ГРИГОРЬЕВ, Олег БУРМИСТРОВ

В последние несколько лет ситуация в экономике Ярославской области считалась стабильной. Многие предприятия преодолели тот кризис, в который они были ввергнуты в 90-е годы в начале экономических реформ, зарплата в промышленности начала расти, в область пришли серьёзные инвесторы. Поэтому для многих события на «Холодмаше», «Русьхлебе» и некоторых других предприятиях, оказавшихся в тяжелейшей ситуации и задолжавших своим рабочим миллионы рублей невыплаченной зарплаты, стали чуть ли не громом среди ясного неба. Почему заводы, на которые область возлагала немалые надежды, оказались в экономической яме? Кто в этом виновен? Какова роль власти в разрешении возникшей ситуации и можно ли было этого не допустить? Не ждёт ли подобная судьба другие наши промышленные предприятия? В попытках найти ответы на эти вопросы мы обратились к депутату Ярославской областной думы, генеральному директору ОАО «НПО «Сатурн» Юрию Васильевичу ЛАСТОЧКИНУ.


– Юрий Васильевич, как можно коротко охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в промышленности области и её ближайшую перспективу?

– Российская экономика сегодня стоит на пороге очень больших изменений. Ярослав­ская промышленность – часть российской экономики, поэтому нас затронут все те тенденции, которые существуют в стране. Мы постоянно общаемся с руководителями ярославских предприятий. Все директора очень сильно встревожены тем, что происходит, и на самом деле есть о чём беспокоиться. Мы находимся в начале процесса по стиранию обрабатывающей промышленности в стране.

– Не слишком мрачен такой прогноз?

– В 90-е годы мы пережили первый этап закрытия заводов. Рыбинск, например, при этом потерял 30 – 40 процентов своего промышленного потенциала. Сегодня предстоит ответить на гораздо более сильный удар. Россия интегрируется в мировую экономику, начинает жить по её законам и принципам, по мировым регламентам. Но пока мы к этому совершенно не готовы. Многие наши предприятия работают на старом оборудовании, с очень низкой производительностью, имеют огромную заводскую территорию при неразвитой инфраструктуре и слабой подготовке кадров. Конкуренция с крупными, глобальными компаниями, которые поддерживаются правительствами своих стран и диктуют миру свои условия, приведёт к разрушению промышленности России и в том числе – промышленности области.

Бывший премьер-министр Виктор Зубков перед своим уходом подписал постановление, согласно которому цены на энергоносители к 2011 году вырастут в два раза. Что это значит? Цена на газ, на киловатт-час вырастет, а предприятия не готовы к таким платежам, поскольку они не занимались энергосбережением. Разговоров про энергосбережение и ЖКХ много, а сделано крайне мало. Следовательно, вырастут издержки, уменьшится прибыль – и нас безжалостно задавят наши конкуренты.

– Как гендиректор предприятия, вы много ездите по стране и можете сравнить, насколько отличается экономическая ситуация в Ярославской области от ситуации в других регионах. Как мы выглядим на этом фоне?

– Везде ситуация разная. Вот, например, Башкирия – там сделаны огромные вложения в инфраструктуру. Во многом благодаря этому в экономику республики приходят значительные инвестиции. Но надо учитывать: до недавнего времени весь местный ТЭК работал на Башкирию. И его налоги составляли громадную долю в башкирском бюджете, который в разы больше, чем в Ярослав­ской области. В Башкирии сделано много. А вот в Иванов­ской, Владимирской областях – серьёзнейшие проблемы.

– В чём в этой ситуации вы видите роль власти? Как она может повлиять на развитие событий?

– Мы все, и в первую очередь – власть, должны понять: той промышленности, которая существовала десятилетиями, скоро не будет. Поэтому сегодня самое главное – сделать анализ и не допустить ошибок, которые могут завести нас в тупик. Вот, например, возникает идея: давайте привлечём в Ярославскую область автомобильный завод по производству грузовиков. Но никто не анализирует печальный опыт предприятий, которые уже существуют в других регионах. Давайте зададим себе вопрос: у нас есть трудовые ресурсы, чтобы обеспечить такое производство? Кто-то может сказать, выдержат эти грузовики глобальный удар конкурентов? У нас что, за российскими грузовиками в очередь стоят? Мы, например, купили на пробу китайские грузовики, попробовали их в деле, после чего я дал команду полностью перейти на них. Они не только более надёжны, но ещё и в полтора раза дешевле. Почему-то в России почти никто не задумывается над тем, что сегодня победитель в конкурент­ной борьбе определяется масштабами заказов, которые есть у компании. Побеждает компания, производящая товар, за которым стоит очередь и его можно произвести много с низкими издержками. Такие заводы получают скидки при массовой закупке материалов, там на другом уровне коммерческие, управленческие затраты. Российские предприятия в состоянии это выдержать? Понятно, что не в состоянии.

Сегодня главная ошибка делается в том, что все хотят выпускать «финишные изделия»: мол, там больше добавленная стоимость. Я считаю, это малограмотная чушь. Сборка и испытание изделия составляют 5 – 10 процентов в его стоимости. А вот производить лучшее в стране литьё – это может стать сверхзадачей. Хорошо делать инструмент, производить металлоконструкции – вот это может стать новым брендом развития. А возможность делать «финишные изделия», тем более – сложные, это ещё заслужить надо.

– Получается, что мы этого пока не заслужили? «Тойота», «Рено», «Фольксваген» – с этими компаниями велись переговоры, их пытались заполучить в нашу область, но в итоге они оказались в других регионах. Почему?

– Сравните, какие усилия были сделаны в Калуге для привлечения «Фольксвагена» и какие у нас – это совершенно разные усилия. «Фольксваген» – это совсем иная логистика. Это в основном перевозка комплектующих 40-тонными машинами. А у нас есть дороги, по которым могут ездить 40-тонные машины, кроме трассы Ярославль – Москва? Их надо было строить заранее.

У нас достаточный уровень подготовки людей? «Сатурн» много работает сегодня с инвесторами. Когда они приезжают, то в первую очередь идут не в цеха, а смотрят, как люди живут, какие у нас больницы, какие школы и прочее. Их интересует, какой в регионе уровень образования, чему учат в местных вузах. У них разработаны совершенно понятные опросные листы, есть методики определения, куда вкладывать инвестиции. Мы находимся один на один с глобальной мировой экономикой. С одной стороны на нас наступает экономика постиндустриальных стран, с другой – быстрорастущая экономика таких стран Азии, как Индия и Вьетнам, которые уже сегодня догоняют Китай. Они готовы смять нас совершенно безжалостно.

Я считаю, нужна реформа промышленности. Привлечение большего количества инвесторов. Вот все гоняются за «Тойотой», а зачем? Гораздо более эффективными для области могут оказаться «небрендированные» компании, которые гарантируют высокопроизводительный и высокооплачиваемый труд и глубокую переработку здесь сырья – металла, дерева, продуктов химии. Это могут быть металлургические подразделения, инструментальные предприятия, по производству металлоконструкций, сборочные – они дадут возможность ярославцам заниматься сложным трудом, который оплачивается гораздо дороже, чем простой. У специалистов с хорошим образованием появится возможность достойно получать за свой труд, делать карьеру.

– До недавнего времени нам на каждом углу говорили, что отечественное образование гораздо качественнее, чем западное. Почему сегодня его уровень не соответствует запросам промышленности?

– У нас действительно сегодня есть серьёзные проблемы с уровнем образования. Требования к выпускникам со стороны промышленности резко повышаются, потому что мы начинаем конкурировать на рынке с очень сильными компаниями. А серьёзной базы для подготовки кадров на уровне современных требований не существует. Система образования Ярославской области сегодня находится в кризисе. Я в первую очередь имею в виду профессионально-техническую подготовку. Покажите мне хоть одно современное профессиональное училище – в области их просто нет. У нас также в кризисе среднее и высшее образование. Ярославские вузы долгое время управлялись по старинке и в результате начинают рушиться на глазах. Область сегодня должна направить в образование главные усилия. Это основной ресурс любой территории. Только та территория, где живут профессиональные, высокоподготовленные люди, может конкурировать за всё, начиная с инвестиций и кончая образовательными и культурными программами. Если таких людей нет, область неконкурентоспособна.

Но отношение к образованию у нас, мягко говоря, странное. Взгляните на главное здание Ярославского университета – оно же в ужасном состоянии. Почему город его не отремонтирует?

– Но это же федеральная собственность...

– А кто там учится? Там же наши ярославские дети учатся. И делить на федеральное – нефедеральное смешно. Изменить систему образования – это не такие большие деньги. Если бы средства, за 10 лет потраченные областью на футбол, вложить в систему образования, эффект был бы просто потрясающим. А сегодня мы имеем полууездные вузы – и хотим быть конкурентоспособными? Сейчас за инвестиции идёт очень жёсткая борьба, и у нас нет особых успехов в этом направлении.

Сегодня дефицит образованных людей. Надо направлять в том числе и областные деньги прямо в финансирование системы образования, не важно, чья это собственность. У нас же сегодня за редким исключением нет никаких удачных примеров реализации крупных проектов в образовании.

Мы постоянно общаемся с коллегами, и я не видел ни одного директора, который был бы доволен качеством подготовки специалистов. Расплодилось множество непонятных филиалов иногородних вузов, которые ориентированы на выпуск Митрофанушек. У нас на заводе введён запрет на приём людей с такими дипломами. А власть в свою очередь должна разъяснять, чего стоят такие «вузы», потому что простые люди не всегда понимают, куда идут поступать их дети. Получается, что семья сегодня зря тратит деньги на учёбу ребёнка, который потом нигде не будет востребован.

К 1000-летию Ярославля вполне возможно принять решение о создании в городе объединённого университета. Это будет суперподарком к юбилею для многих тысяч ярославцев. Сегодня федеральные вузы получают миллиардное финансирование, такие деньги небольшим вузам и не снились!

– Разговоры об этом начинались не раз, но так ничем и не закончились...

– Если два ректора не могут договориться, надо убирать обоих и ставить третьего. Мы и так уже слишком много потеряли времени. У руководства вузов должны быть люди, которые понимают, что нужно молодым. Я сам закончил ярославский вуз, знаю наши возможности. Но я знаю также, как готовят специалистов в пост­индустриальных странах. Если даже МГУ сегодня только на 63-м месте в мире и каждый год теряет позиции, что говорить о провинциальных вузах?

– А если качество подготовки будет хорошим, выпускники – востребованными, они же потом всё равно уедут в Москву. На кого же мы будем работать?

– Не уедут, потому что у нас самих огромный дефицит образованных людей. Вот сегодня все говорят: не хватает кадров в туризме. А кто их готовит? В ЖКХ сейчас миллиарды идут в дым, потому что некому работать. Надо, чтобы туда пришли тысячи специалистов хорошей квалификации, которые бы знали, что такое теплоэнергетика, современный менеджмент. Где этих людей взять? Там сегодня просто прожигают деньги, потому что не знают, что делают. И ждать нам оттуда низких тарифов нельзя. Эту сферу нужно сделать привлекательной для людей современных, которые могли бы построить там карьеру и получить приличную зарплату.

А для начала необходимо потратиться, создать какой-то суперЖЭК, внедрить новые технологии, построить дом, который расходует в два раза меньше энергии, и сказать: вот вам образец, калькируйте, не надо изобретать велосипед, вам его всё равно не изобрести. Делайте так же – и вы сэкономите столько денег своим районным и городским бюджетам, что вам просто отольют памятники при жизни.

Сегодня активно развивается строительство. Совершенно понятно, что и само строитель­ство, и промышленность строительных материалов долго будут пользоваться повышенным спросом. Поэтому нужно вкладывать деньги в развитие политехнического института, который готовит специалистов для этой отрасли. Надо помогать развитию промышленности строительных материалов, которых у нас не хватает: сегодня в дефиците всё – и кирпич, и цемент, и продукты деревопереработки. И всё очень легко продается.

Растёт энергопотребление – надо готовить людей, которые бы отвечали за энергосбережение. Сама жизнь подталкивает к этому.

– С 1 апреля цены на энергоресурсы выросли на 30 – 40 процентов. Как вы думаете, сможет малый производ­ственный бизнес пережить такое повышение тарифов?

– В одиночку ни один бизнесмен не может этому противостоять. У него нет денег и на внедрение энергосберегающих технологий. Поэтому здесь нужна очень серьёзная система общественного контроля. Мы переходим на мировые цены в тепле, в энергии, а доходы у нас ниже в разы. Энергоёмкость валового продукта в 4 раза больше, чем в среднем в мире, производительность в разы меньше, поэтому доля, которую зарабатывают продавцы энергии, беспрецедентно высока. Высокая цена на энергоносители – это система дополнительного налогообложения всей страны. И всё это достаётся монополиям.

А приведите пример, много ли в Ярославской области котельных с высоким КПД? Мало. И вопрос в том, чтобы хотя бы в каждом районе для начала сделать по одной такой котельной. Нужен областной закон, чтобы в течение трёх лет все перешли на такие котельные. И гарантировать низкие тарифы. Современное оборудование позволяет снизить затраты в разы. Но как топили 30 – 40 лет назад, так и топят. Между тем на рынке гигантский выбор энергосберегающего оборудования. Может, есть смысл одномоментно проинвестировать перевод одного района на эти типы отопления? А потом все районы перевести. Это реально. Эффективность оборудования громадна, она позволяет платить по кредитам. И люди будут защищены этими тарифами.

– 24 мая в Ярославле прошёл «марш пустых канистр»: автомобилисты протестовали против роста цен на горючее? Власть может как-то поправить эту ситуацию?

– В область на этот рынок длительное время искусственно не допускался никто, кроме «Славнефти». Нужно немедленно делать всё, чтобы сюда пришли «Лукойл» и другие поставщики топлива. Нужно разрушать любую монополию. Запустить всех, кто хочет, а кто ещё не хочет – привлечь. И только тогда мы создадим конкурентную среду. Сегодня у нас многих вещей просто не хватает: моек, стоянок, заправок. Виноваты в этом те, кто не пускал в область нефтяные компании – конкурентов «Славнефти».

Самое страшное, когда люди не понимают объективных процессов, которые происходят. Опасно, что сейчас наше общество ждёт каких-то команд: вот придёт новый руководитель и всё решит. Общество должно само образовываться, а власть должна поддерживать людей, добившихся успеха. Только так можно избежать угроз, которые возникли в условиях глобализации.



PS
От редакции. Мы приглашаем наших читателей продолжить дискуссию по вопросам, поднятым в этом интервью. Мы готовы предоставить слово учёным, предпринимателям, руководителям предприятий, представителям органов власти, всем, у кого есть своё видение затронутых проблем.