Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 октября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/14446/

Резервы заменяют политику

рубрика: Экономика
Автор: Владимир МИЛОВ

Против лома нет приёма – эту простую истину в сентябре подтвердили российские власти, залив пожар на фондовом рынке половиной триллиона рублей. Финансовые ресурсы государство копило, очевидно, не зря. Последовавшие оптимистические настроения на российском фондовом рынке и бурное одобрение аналитиков не могут, однако, оттенить фундаментальных проблем российской экономики и провалов в политике государства, предопределяющих высокую вероятность возврата к падению рынков в будущем. Когда эйфория пройдёт, вопросы возникнут вновь.


Нельзя не отметить, что использованные для стабилизации ситуации на финансовых рынках инструменты были весьма грубыми и отдавали явный приоритет количеству над качеством, при этом для борьбы с главными причинами чересчур быстрого оттока капитала из России – плохим качеством институтов, высокими рисками и недружественным инвесторам политическим курсом – не было сделано ничего. Хотя крупные финансовые ресурсы у властей сохраняются, что в краткосрочном плане может поддержать сохранение позитивного настроения на рынке, стало ясно, что накопленные миллиарды – пожалуй, единственный инструмент спасения рынка, остающийся в распоряжении властей.

Но ресурсы государства не безграничны, и вечно затыкать ими дыры в собственной политике не получится. Краткосрочное восстановление котировок – очевидно вторичная задача по сравнению с более долгосрочной целью остановки оттока капитала и возврата инвесторов в страну. Между тем, с этой точки зрения последние дни были скорее источником плохих новостей. Предпринятые государством меры увеличивают риски и для государства, и для инвесторов, ухудшают институциональную среду, способствуют монополизации банковской системы, коррупции.

Прежде всего, переход к практике произвольного вмешательства Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в деятельность рынка для остановки торгов будет иметь гораздо более серьёзные негативные последствия, чем может показаться на первый взгляд. Власти подали инвесторам два сигнала: первый – о том, что они настолько боятся падения фондовых индексов, что без колебаний будут прибегать к крайним мерам, и второй – что они готовы идти на серьёзное нарушение прав инвесторов на участие в торгах и запрещать торги на неопределённый период, если по политическим соображениям считают это необходимым. В последующие дни ФСФР вновь вмешивалась в ход торгов и задерживала их на сроки дольше ожидавшихся, невзирая на рост котировок. Это позволяет предполагать, что власти ради влияния на результаты торгов готовы и дальше волюнтаристски вмешиваться в них, произвольно разрешая-запрещая торговлю акциями по своему усмотрению.

Подобное фундаментальное пренебрежение к правилам работы рынка и правам инвесторов, несомненно, будет иметь гораздо более долгосрочные последствия для российского фондового рынка, чем это готовы признать сегодня оптимисты. Пример с закрытием торгов на два дня решением ФСФР станет одной из важнейших отправных точек анализа рисков вхождения инвесторов на российский рынок.

Теперь инвесторы всегда будут помнить, что им могут запретить выход в важный для них момент, остановив торги. Безусловно, это не сможет не сказаться на осторожности возврата капиталов в Россию в дальнейшем.

Далее, вброс масштабных государственных средств в банковскую систему, не сопровождавшийся никакими улучшениями институциональной среды, не поможет улучшить положение в долгосрочном плане. Деньги на рынке появились, а вот достаточно убедительные причины для инвестирования средств в акции российских компаний – нет. Единственный фактор, на который упирают оптимисты, – недооценённость российских компаний по показателю прибыльности, обуславливающая потенциал восстановления рынка. Однако инвесторов волнует не только прибыль, но и риск. Как видно, риски российского рынка инвесторы оценивают весьма высоко: разошедшийся по новостным лентам анализ Bloomberg показал, что отношение цен акций российских компаний, торгующихся в РТС, к их прибыли оказалось самым низким по сравнению со всеми другими фондовыми рынками мира. Видимо, это и есть стоимостная оценка российского политического риска...

Политические риски никуда не исчезли, инвестиционный климат и условия для вложения средств в проекты по развитию экономики не улучшились. С большой вероятностью это означает, что средства, выбрасываемые государством на рынок, если и принесут краткосрочный позитивный эффект для поддержки курса акций, позже всё равно будут частично вывезены из России инвесторами, продающими акции, частично поддер­жат доллар, а частично обрушатся на потребительский рынок, подстегивая инфляцию.

Причём почему-то у нас распространено мнение, что бежать из России свойственно лишь иностранным инвесторам и, когда они в основном выйдут с российского рынка, бегство капитала остановится. Это утверждение сомнительно: российские бизнесмены лучше других знают о рисках работы в России, многие из них в кулуарах крайне негативно оценивают последствия недавних действий российских властей (в частности, конфронтации с Западом).

Сценарий возврата к периоду нетто-оттока капиталов из России вполне реален. В такой ситуации скупка российскими компаниями собственных акций на выделенные государством деньги вообще выглядит авантюрой. Не говоря о том, что она сокращает и без того сравнительно небольшой свободный ход на российском рынке и премирует уходящих иностранных инвесторов за счёт госсредств, такие инвестиции – ещё и высокий риск потери вложений: если стоимость акций вновь начнёт снижаться, нетто-результатом будут уплывшие за границу государственные, а по сути, наши с вами миллиарды. Часть дополнительно вброшенных на рынок средств неизбежно пойдёт на скупку долларов, вызывая сокращение золотовалютных резервов ЦБ в попытке удержать курс рубля. Наконец, ещё одним ударом по репутации российских регуляторов стала манера выделения средств на поддержку банковской системы. Тот факт, что деньги были выделены лишь трём крупнейшим банкам – Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку, лишь ещё раз подчеркнуло заведомое неравенство прав участников рынка и фаворитизм в политике российских властей. Оказалось, что никаких прозрачных и справедливых правил предоставления господдержки участникам рынка в случае кризиса, обеспечивающих всем игрокам равный доступ к этим деньгам, у ЦБ не существует. Три крупнейших банка вместе с государственными деньгами получили и значительную часть полномочий регулятора рынка, право определять, какие банки и на каких условиях поддерживать, а также мощнейший ресурс для передела рынка в свою пользу.

Гарантий, что деньги, предоставленные государством Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку, дойдут до финансовой системы в полном объёме, нет никаких. Зато теперь эти банки могут навязывать другим участникам рынка любые условия предоставления средств, использовать эти деньги на какие-то собственные цели – например, скупать валюту или вывести их за рубеж. В этих банках ведь работают отнюдь не альтруисты, перед ними не стоит задача спасать экономику страны. Не хочется даже думать о том, каков может быть масштаб коррупции при использовании выделенных государством денег, инсайдерской игры на курсе акций, вывода средств в оффшоры...

Нет сомнений и в том, что такая своеобразная манера поддержки рынка государством в критических ситуациях также надолго отложится в памяти инвесторов. Представьте, что вы вложили средства в предприятие или банк, которому в условиях кризиса ликвидности придётся вставать в очередь за получением средств господдержки к своим прямым конкурентам, поддерживаемым государством монстрам банковской системы, на непрозрачных и, скорее всего, дискриминационных условиях. Станете вы вкладывать средства в такую экономику?

Как бы ни мечтали изоляционисты, развиваться с опорой на внутренние ресурсы Россия не в состоянии. Наша финансовая система слаба, в финансировании модернизации она почти не участвует (доля банков в финансировании инвестиций в основной капитал составляет всего 10 процентов), да и не может – качество её ресурсов низкое (средняя длина денег, привлечённых банками, не превышает двух лет – долгосрочные средства для финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками реализации банковская система, таким образом, дать не в состоянии). Ресурсы государства стремительно сокращаются по мере сброса их на помощь рынку. Покупательная способность граждан будет уменьшаться из-за растущей инфляции, замедления экономического роста и ослабления рубля, сокращая возможности роста за счёт внутреннего спроса. Прогнозы экспортных доходов при нынешней динамике цен на нефть также особо не обнадёживают. Это не та экономика, которая в состоянии встать на «путь устойчивого развития» без посторонней помощи. Скорее всего, мы присутствуем при начале заката экономической модели, выстроенной в России в последние годы.

Что действительно могут сделать власти для настоящей, а не краткосрочной реабилитации фондового рынка и возврата капиталов в страну? Прежде всего, признать, что обвальное падение стало причиной не столько внешних («подстава» со стороны США, по выражению президента Медведева), сколько внутренних причин – конфронтация с Западом, атаки на бизнес. Продемонстрировать, что Россия осознала свои ошибки и готова сменить политический и экономический курс. Предпринять конкретные шаги, свидетельствующие о прекращении практики административного рейдерства против бизнеса, обеспечить защиту прав собственности, верховенство закона, уважение к нормам права, независимость судов.