Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 13 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/14960/

Великий нехочуха

рубрика: Экономика
Автор: Марк ЗАВАДСКИЙ

Примерно месяц назад я спросил у президента компании Alibaba Джека Ма, готов ли мир к появлению нового Китая? Китая, который ездил бы на машинах, как пять Японий, жёг электричество, как десять Евросоюзов, и ел мясо, как сто Австралий. За полчаса до этого Ма увлечённо рассказывал о появлении «нового китайского потребителя», который будет пытаться всё это сделать. Мой вопрос был связан с опасениями, хватит ли для этого ресурсов.


Ещё недавно цены на рис, зерно, масло и нефть достигали рекордных уровней, причём всего этого катастрофически не хватало. Джэк Ма меня не очень понял, но мой вопрос в любом случае уже потерял актуальность. За четыре недели мир если и не перевернулся, то явно стал в какую-то невиданную раньше позицию.

Вместо ожидаемой инфляции, дефицита и ожесточённой борьбы за сокращающиеся ресурсы, мы получили дефляцию, переизбыток всего и вся и тотальную распродажу подешевевших активов. Америка, увы, не оправдала наших ожиданий. Последние тридцать лет американский потребитель был главной движущей силой мировой экономики, её требовательным хозяином и беспрекословным повелителем. И вот, наконец, караул! Окончательно разжирел и устал. Бесхозная экономика немедленно свалилась в тартарары.

Ведь это же дико смешно, когда мировая экономическая система зависит от того, что американский average Joe (английский аналог Васи Пупкина) предпочтёт съесть на завтрак. Сидит такой толстый чувак на стуле и говорит: «Сегодня я на диете, ничего жрать не буду». А от этого сыпятся рынки в Азии и России, разоряются компании и наступает финансовый конец света.

И вот вокруг нашего Джо собираются ведущие экономисты мира, делают ему массаж в несколько рук и упрашивают съесть ну хоть одну ложечку за Путина и ещё одну за Ху Цзиньтао, а потом рассылают торжествующие телеграммы о том, что у Джо появились первые признаки вялого аппетита. А потом все с озабоченным видом ждут, пукнет Джо после еды или нет. Между тем, по мнению одного из самых авторитетных экономистов современности Стивена Роуча из Morgan Stanley, американский потребитель умер, и все попытки его реанимировать успехом не увенчаются. Может быть, пора уже переключиться на кого-нибудь другого? У многих китайцев, например, очень хорошие и постоянно растущие аппетиты. Им просто нужно объяснить, как правильно пользоваться кредитом и ипотекой. Мировой финансовый кризис может привести не только к перекройке мировой финансовой системы, структуры собственности, но и к изменениям в структуре потребления.

Точно так же, как «новые чемпионы» из развивающихся стран имеют шанс опередить своих менее поворотливых западных соперников, китайские и индийские потребители могут зубами выгрызть себе лучшую долю.

Для этого китайцам нужно не откладывать и копить, как они это делали последние тридцать лет (до этого откладывать было в принципе и не из чего), а тратить и жить в кредит. Последние десятилетия это отлично работало для американцев, теперь им просто нужна достойная смена.

А если китайцы столько не съедят, то всегда можно подключить индийцев. За ними точно не заржавеет.