Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 26 декабря 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/15524/

Главное – поддержка населения

рубрика: Экономика
Автор: Наталья ВИНОГРАДОВА

Одной из основных тем, которая всегда волновала людей, было и остаётся жилищно-коммунальное хозяйство. Проблем в этой сфере за десятилетия накоплено множество, и за раз их все не решить. На уровне правительства было принято единственно возможное в создавшейся ситуации решение – реформирование ЖКХ.


Этот процесс был начат в 1992 году и предполагал сразу несколько направлений. Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяй­ства, привлечение в эту отрасль бизнеса и инвестиций, модернизацию объектов и использование энергосберегающих технологий. Значительное место в проводимой реформе отведено постепенному уходу от дотирования отрасли и переводе на полную оплату населением жилья и предоставляемых услуг с применением социальной поддержки. Как раз этот пункт и вызывает самое большое число вопросов и самые большие опасения.

Как же так, возмущаются многие, каждый год тарифы на услуги ЖКХ растут значительно быстрее, чем зарплаты и пенсии. Если придётся платить полную стоимость за жильё, денег на жизнь может совсем не остаться. И это возмущение могло быть обоснованным, если бы не социальная поддержка, предусмотренная федеральными и региональными властями.

Начальник отдела реформирования областного департамента ЖКХ Наталия Тихонова напомнила, что в соответствии с основными федеральными документами на стопроцентную оплату коммунальных услуг население должно было перейти ещё в 1997 году. Однако основной принцип проводимой реформы – чтобы люди не пострадали.

Прежде, чем принять решение, всегда оценивается уровень жизни людей, чтобы рост тарифов не опережал рост доходов. Срок перевода на полную оплату не раз переносился, однако сейчас он настал. При этом тарифы расти не перестали, и чтобы помочь населению, разработан целый перечень мер социальной поддержки. В связи с уходом от дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства помощь будет оказываться непосредственно населению. Деньги направляются не коммунальным предприятиям, а на счета каждого конкретного плательщика.

В нашей области подобная форма начисления субсидий работает уже два года и стала привычной для жителей. Сегодня любой, кто имеет на неё право, как и прежде, собирает документы, относит их в органы социальной поддержки и получает субсидию, но уже не в виде виртуальной строчки в квитанции, а настоящими деньгами на банковском счёте.

То же самое грядёт и по другому виду социальной под­держки – льготам.

К первому января 2010 года льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ярославской области должны быть переведены в денежную форму. Льготники будут оплачивать эти самые услуги в полном объёме, но каждый из них будет ежемесячно получать денежную компенсацию, соответствующую сумме положенных ему скидок. При дальнейшем росте цен на услуги будут соответственно увеличиваться и размеры выплат.

«Монетизация» жилищно-коммунальных услуг на Ярославской земле коснётся в общей сложности около 400 тысяч человек, то есть льготников всех категорий.

– Грядущие изменения по льготам подобны тем, что происходило раньше с субсидиями в части перечисления денег, – говорит Наталия Геннадьевна. – Однако есть здесь и свои особенности. Если субсидии перечисляются на семью, то льгота – на каждого конкретного человека. К примеру, несколько членов семьи могут одновременно получать льготы по разным федеральным или региональным законам. С введением «монетизации» эти люди, как и прежде, льготы будут получать, но уже на собственные сберкнижки в виде денег, а не в виде строчки в квитанции.

Процесс перевода льгот в денежную форму весьма трудоёмкий. Он требует подготовки значительной нормативно-правовой базы. Для правильного расчёта компенсации нужны обширные сведения об условиях проживания граждан, о благоуст­роенности их жилья, количестве домочадцев, перечне получаемых ими жилищно-коммунальных услуг, об организациях, которые их представляют, нормативах потребления услуг и тарифах, устанавливаемых по каждому муниципальному образованию.

Для безболезненного перехода от натуральных льгот к денежным компенсациям в области будет создан банк данных всех льготников. Это особенно актуально, поскольку до недавнего времени вся информация по этой категории населения и, соответственно, льготные начисления находились в компетенции организаций ЖКХ. С января 2010 года все заботы о льготниках и перечислении им денежной компенсации по оплате коммунальных услуг ложатся на органы социальной защиты.

Работа предстоит новая, и объём её очень большой. Ведь в Ярославской области каждый третий житель – льготник, в доходе которого льготная сумма на оплату ЖКХ услуг составляет внушительную долю.

Чтобы избежать недоволь­ства, которое всегда появляется во времена перемен, а также защитить население от возможных неудобств, специалисты департамента ЖКХ и инфраструктуры области, регионального департамента труда и социальной поддержки населения изучили опыт других территорий. Кроме того, как уже рассказывалось в газете «Северный край», с первого января следующего года в нашей области стартует эксперимент по предоставлению мер социальной под­держки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Пионерами в этой работе стали два муниципальных образования – Даниловский район и город Переславль-Залесский.

До назначенной даты остаётся совсем немного времени. Проведена гигантская подготовка. При этом, по признанию специалистов на местах, значительное место в ней было выделено разъяснительной работе с населением.

– Мы столкнулись с тем, что не все жители нашего района знают свои права в части получения льгот. Некоторые имеют на них право и не обращаются, – рассказал председатель рабочей группы по проведению эксперимента в Даниловском районе, заместитель главы местной администрации Олег Ефимов. – Мы давали развёрнутую информацию в прессе, объясняли людям, что им нужно сделать для получения социальной под­держки.

По словам начальника управления социальной защиты населения и труда Полины Кушнаренко, с первого января будут увеличены тарифы, и задача даниловских специалистов в том, чтобы люди не боялись этого, а приходили и получали причитающуюся им помощь.

– Нам звонят, спрашивают, что непонятно, мы рассказываем о происходящем жителям района в телефонных разговорах, даём ответы в прессе,– говорит Полина Дмитриевна. – Главное – всем нужно понять, что этот эксперимент не чья-то прихоть, а кропотливая работа по исполнению федерального законодательства. Нужно отметить, что в целом люди осознают необходимость грядущих перемен и готовы платить. В основном их тревожит своевременность финансирования. Наша задача – сделать так, чтобы вся работа была чётко выстроена.

Опасения людей вполне понятны. Но не случайно красной нитью всего реформирования ЖКХ проходит поддержка населения. Предстоящая реформа предоставления льгот по оплате услуг ЖКХ будет иметь под собой надёжную финансовую основу. Как сообщили в областном департаменте ЖКХ, на эти цели только в прошлом году из федерального и регионального бюджетов было выделено более миллиарда рублей.

Важно и то, что денежные льготы люди станут получать авансом. Компенсации будут перечислены на их сберкнижки в начале месяца, то есть одновременно или даже с опережением квитанций об оплате.