Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 24 января 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/15680/

Полоса встречного движения

рубрика: Экономика
Автор: Екатерина СОРОКОВАЯ

Российские автозаводы возобновляют работу, а западные – приостанавливают. После новогодних праздников свою работу возобновили отечественные автопроизводители – КамАЗ, ГАЗ, ИжАвто и Sollers.


Конвейер Горьковского автомобильного завода был остановлен на каникулы 29 декабря. Пока все предприятия, входящие в «Группу ГАЗ», будут работать лишь три дня в неделю. Сотрудники КамАЗа, отправленные в вынужденный отпуск
21 декабря, приступили к работе по обычному пятидневному графику. Однако, как заявил директор департамента по информационной политике Владимир Самойлов, в дальнейшем график будет зависеть от объёма заказов. Сотрудники ИжАвто отдыхали всего
19 дней, с 31 декабря, и также заняли свои рабочие места в понедельник вместо запланированной даты 12 января.
Зарубежные же автоконцерны в связи с резким спадом продаж и затовариванием складов продолжили сокращать производство. Так, корпорация Toyota объявила об остановке конвейеров на 11 из 12 заводов по всей Японии. Согласно разработанному компанией плану, с января по март число нерабочих дней на них будет увеличено на 14. В результате в этот период среднесуточный объём выпуска автомобилей составит всего девять тысяч против двенадцати тысяч планировавшихся ранее и двадцати тысяч производившихся в прошлом году автомобилей. Это неудивительно, учитывая, что по итогам 2008 финансового года, заканчивающегося в марте, «Тойота», как ожидается, впервые с 1938 года понесёт убытки. Их предполагаемый размер составит 150 миллиардов иен (1,66 млрд. долларов).
Второй по величине японский автопроизводитель – компания «Хонда» – уже сообщала о грядущем сокращении производства вследствие приостановки работы заводов в Японии в феврале-марте. Также будут уволены все временные рабочие, число которых составляет примерно 3,1 тысяч человек. Пресс-служба «Хонды» сообщила о том, что её завод, расположенный в британском городе Свиндон, приостанавливает свою работу практически на четыре месяца. Так, в феврале и марте производство будет остановлено полностью, в апреле предприятие будет закрыто в течение двадцати дней, а в мае – пятнадцати дней. В полную мощность завод заработает только в июне 2009 года.
– Европейский автомобильный рынок не показывает никаких признаков восстановления, и поэтому мы должны сократить объёмы производства для того, чтобы в дальнейшем лучше соответствовать текущему уровню рыночного спроса, – сказал директор завода в Свиндоне Дэвид Ходжеттс.
Один из лидеров американского автопрома – Chrysler LLC – объявил на днях о том, что уже летом текущего года планирует снять с производства модели PT Cruiser. Как передаёт агентство «Bloomberg», руководство компании намерено приступить к поиску покупателей на оборудование, использовавшееся для сборки этого автомобиля, и лицензии на его производство.
Успешный опыт такого рода у компании есть. Напомним, что в 2006 году холдинг Олега Дерипаски «Русские машины» приобрёл производство и оборудование Chrysler Sebring, на основе которого в серийное производство вышла новая модель Волги – Volga Siber.
Интерес же к PT Cruiser, по некоторым данным, проявляют китайские автопроизводители. По словам президента концерна Тома Ласорды, решение о продаже было принято из-за резкого спада популярности этой модели среди покупателей. Дизайн автомобиля выполнен в стиле ретро и напоминает классические модели Chrysler 1930-х годов.
Сразу после выпуска, состоявшегося сравнительно недавно – в 2000 году, PT Cruiser считался одной из самых успешных моделей. В 2001 году автомобиль был удостоен награды «Североамериканский автомобиль года». Однако уже в прошлом году количество реализованных на американском рынке PT Cruiser сократилось на 49 процентов и составило 50,9 тысяч автомобилей, тогда как раньше продажи этой модели достигали почти 145 тысяч в год.
Как говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, с тех пор, как модель победила в конкурсе на лучший североамериканский автомобиль года, прошло много лет, и предпочтения покупателей, как и стратегия автопроизводителя, изменились. «Руководство Chrysler решило продать именно эту модель потому, что она демонстрировала особенно плохие результаты по продажам», – говорит эксперт.
Характеризуя ситуацию со спадом спроса на PT Cruiser, главный аналитик по североамериканскому рынку консалтинговой компании «Global Insight» Джон Волконович говорит о том, что первоначально модель была ориентирована на молодое поколение, однако со временем стало понятно, что основными покупателями PT Cruiser являются люди в возрасте. В текущих условиях падение их покупательской активности особенно заметно.
PT Cruiser, впрочем, не единственная модель, от которой отказывается Chrysler. По последним планам компания намерена отказаться также от Dodge Durango, Magnum, Chrysler Pacifica, Aspen и Crossfire.