Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 апреля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/16462/

Все социальные расходы сохранятся

рубрика: Экономика
Автор: Ярослав МАЙБОРОДА
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

О причинах мирового экономического кризиса сказано много и в самых разных тонах. Однако не хочется в очередной раз сокрушаться
по этому поводу и вспоминать лучшие ушедшие времена. Гораздо более важным представляется оценка последствий кризиса. И самое главное - возможностей их преодоления. Здесь есть над чем призадуматься.


Правительство Ярославской области внесло на рассмотрение депутатов региональной Думы проект изменений в бюджет на 2009 год. Рассмотреть его народные избранники должны в ближайший вторник, 28 апреля. Предварительные слушания законопроекта уже прошли на заседании бюджетной комиссии. К сожалению, доходы области сокращаются на весьма серьёзную сумму - 3,4 миллиарда рублей. Кроме того, появляется реальный дефицит. Однако такие финансовые меры хоть и тяжёлые, но не случайные и необходимые. Благодаря им у региона будет возможность сохранить социально значимые статьи расходов и оставить деньги на празднование тысячелетия. Об уточнении бюджета и финансовой политике региональных властей в интервью «Северному краю» рассказал заместитель губернатора Анатолий ФЁДОРОВ.
- Анатолий Павлович, по каким причинам вносятся изменения в основной финансовый документ?
- Когда мы утверждали бюджет, то говорили, что по итогам первого квартала 2009 года проанализируем всю ситуацию и уточним некоторые параметры. Естественно, мы учитывали антикризисные меры и прогнозировали перемены по поступлению денег в течение всего года. Серьёзные изменения возникли из-за динамики доходов. Поступления от налога на прибыль идут очень сложно. И это касается не только нашей области. Сейчас по этому налогу мы получили примерно на двадцать процентов меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Ещё один важный источник пополнения бюджета - налог на доходы физических лиц, который платят все работники. В 2008 году по нему мы собрали на 32 процента больше средств, чем в 2007-м. Но сегодня ситуация, которая сложилась с занятостью в промышленности, торговле и других сферах, показывает, что поступления будут ниже первоначально запланированного уровня. Изменения в бюджете мы прогнозировали с учётом предложений Правительства России, Министерства финансов как в доходной, так и в расходной части.
- Какие-то статьи получится оставить в неприкосновенности?
- Самое главное - ни одна статья, касающаяся социальных выплат и защиты населения, работников бюджетной сферы, не уменьшена. Это и заработная плата, и питание в бюджетных учреждениях. Например, мы приняли решение бесплатно кормить в школах детей, чьи родители признаны безработными. В силе остаются и решения по субсидиям на ЖКХ. Граждане, лишившиеся работы, теперь представляют справку о доходах за два месяца, а не за полгода. А по отдельным отраслям бюджетной сферы, например для работников культуры, мы даже рассматриваем вопрос об увеличении заработной платы. Естественно, оно будет очень небольшим, но такие «точечные» меры всё равно помогут смягчить ситуацию. Правда, отдельные расходы мы уменьшили даже по «социальным» департаментам. Например, здравоохранение у нас финансируется в объёме больше четырёх миллиардов рублей. Более двадцати миллионов мы сэкономим на проведении конкурсных процедур для покупки медикаментов. Однако это никак не затронет «защищённые» социальные статьи. Ещё раз повторюсь, что сохранить их - для нас главная задача.
- Будет ли оказана помощь из федерального бюджета?
- Разумеется, и в том бюджете, который действует сейчас, и в изменённом проекте у нас были предусмотрены существенные поступления из федерального бюджета. Мы очень точно рассмотрели пункты адресной инвестиционной программы. С какой точки зрения? Оставили все объекты, которые подлежат софинансированию с федеральным бюджетом. Этими деньгами нельзя не воспользоваться. Известно, что сейчас где-то на тридцать процентов Федерация снижает все расходы по строительству в регионах. Однако для нашей области эта цифра составляет пятнадцать процентов. А по некоторым проектам нам удалось добиться финансирования из расчёта 95 процентов федеральных и всего пять процентов региональных денег. Естественно, мы попытались оставить все объекты, связанные с тысячелетием Ярославля. Это для нас также очень важно. Кроме софинансирования юбилейных строек регион получит серьёзные деньги на сферу жилищно-коммунального хозяйства. В частности, на ремонт многоквартирных домов по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ.
К сожалению, нам не удалось сформировать бездефицитный бюджет. Тот проект, который мы внесли, предусматривает полтора миллиарда рублей дефицита. Это приблизительно 6,3 процента наших доходных источников. Как мы его будем пополнять? Буквально на днях принят уточнённый закон о федеральном бюджете, где предусмотрены деньги для регионов. Это и обычная финансовая помощь, и средства для выдачи льготных кредитов. В частности, под одну четвёртую ставки рефинансирования (а это 3,125 процента) предоставляется кредит на срок до трёх лет. Мы хотим воспользоваться этой помощью, хотя сделать это не так-то просто. Нужно показать, что область сформировала свой бюджет чётко и прозрачно. Также регион должен оставить в неприкосновенности все социальные статьи и уточнить отдельные показатели по адресной инвестиционной программе.
Мы не исключаем, что нам и дальше придётся принимать решения по уточнению бюджета. На это нас настраивает анализ ситуации. Однако все изменения будут проводиться разумно и в интересах региона.