Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 14 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/19972/

Дружба ярославского медведя и немецкого волка

рубрика: Экономика
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

В минувшую среду проект по выпуску и внедрению когенерационных установок (КГУ) на базе двигателей ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 на территории Ярославской области вступил в новую фазу.


В Москве, в президент-отеле Управления делами президента страны, был подписан протокол о намерениях по созданию в Ярославле системы подготовки специалистов по обслуживанию этой техники, а также организации инжинирингового центра.
Подписи под документом поставили губернатор Сергей Вахруков, глава немецкой компании «Вольф» Альфред Гафалл, руководитель россий­ско-германской компании «Енердживолд» Владимир Ковалёв и ректор Ярославского государ­ственного технического университета Алексей Лосев.
Напомним, правительство области, как неоднократно заявлял Сергей Алексеевич, крайне заинтересовано в производстве собственной дешёвой электрической и тепловой энергии. Из-за роста тарифов на энергоносители в первую очередь страдают небольшие посёлки области и работающие там предприятия. Главной причиной этого являются изношенность тепловых сетей, отсут­ствие эффективной системы энергосбережения и контроля. Одним из способов снижения и контроля за затратами правительство видит в отказе от мазута и в дальнейшем развитии на территориях муниципальных районов сети котельных, работающих на КГУ. Всё это делается в рамках региональной целевой программы «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики».
Мы уже писали о когенерационных установках – этом совместном российско-германском проекте, первенец которого на базе двигателя ЯМЗ-240НМ2 сейчас работает в деревне Сельцо Большесельского муниципального района. В этом году планируется выпустить не меньше 10 КГУ, всего же потребность области составляет 150 установок. Нужно заметить, что речь идёт не только о КГУ производства компании «Вольф» и ОАО «Автодизель». Правительство намерено подключить к проекту Тутаевский моторный завод, производящий дизели большей мощности. Кроме того, в нём найдётся место и предприятию «Сатурн-Газовые турбины». В отличие от поршневых дизельных двигателей ЯМЗ и ТМЗ рыбинские турбины мощностью до 110 мегаватт могут снабжать теплом и светом уже районные центры.
Всего же этот пилотный в рамках Российской Федерации проект «Комплексная малая энергетика» позволит снизить энергозависимость региона на 40 процентов. Весь проект стоит 13 миллиардов рублей, будет кредитоваться банком ВТБ и иметь юридическую форму государ­ственно-частного партнёрства.
На подписании договора губернатор Сергей Вахруков говорил о «локализации производства». Этот термин подразумевает полный замкнутый экономический цикл по производству того или иного продукта. В качестве примера можно привести НПО «Сатурн», о котором не раз вспоминали во время подписания документов в президент-отеле. Разработка проекта, его производство, внедрение, установка и обслуживание специалистами, подготовленными на базе учебного центра предприятия, – это то, что есть в Рыбинске. И то, что намерены ярославские и германские партнёры внедрить и в губернском центре.
Протокол о намерениях подразумевает создание в ЯГТУ программы подготовки специалистов по обслуживанию когенерационных установок ЯМЗ и, возможно, ТМЗ. Обучение будет проводиться преподавателями ЯГТУ и немецкими специалистами. Подразумевается также стажировка в Германии.
Однако это всего лишь часть подписанного протокола. В Ярославле планируется также создание инжинирингового центра. Здесь будут не столько готовить специалистов, сколько изучать продукцию компании «Вольф». Это делается для того, чтобы в дальнейшем адаптировать её к российским условиям и внедрять как на территории Ярославской области, так и за её пределами.
Возникает естественный вопрос: протокол о намерениях подразумевает всего лишь намерения что-то сделать, когда же от слов перейдут к делу? Выяснилось, что ярославская сторона уже подготовила для немецких промышленников план действий в этом направлении. Теперь немцы должны его изучить и внести свои коррективы.