Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/20072/

Приоритеты Ярославской сбытовой компании

рубрика: Экономика
Автор: Беседовала Елена КУЛЬКОВА

Основную ставку ЯСК делает на расширение клиентской базы, прозрачность деятельности и клиентоориентированность. Весь прошлый год на энергосбытовом рынке Ярославского региона нарастал вал неплатежей за электроэнергию. Кризис вывел из финансового равновесия всех потребителей ОАО «Ярославская сбытовая компания»: крупные промышленные предприятия, бюджетные организации, сельхозпроизводители и население с трудом сводили концы с концами в непростой для экономики 2009 год. Каким образом ОАО «ЯСК» сумело выстоять в сложных условиях и каковы его сегодняшние перспективы, в интервью газете «СК» рассказал генеральный директор компании Виктор КАСИВАНОВ.


– Виктор Владленович, гарантирующий поставщик ОАО «Ярославская сбытовая компания» вот уже пять лет осуществляет свою деятельность на оптовом рынке электроэнергии и мощности для потребителей Ярославского региона. Как вы оцениваете работу компании за прошедший период?
– На сегодняшний день ОАО «ЯСК» обслуживает более 13 тысяч юридических лиц и 670 тысяч бытовых потребителей по всей области. Плановый объём полезного отпуска электроэнергии в прошлом году составил 4,5 миллиарда кВт-ч. В денежном эквиваленте это будет 10,5 миллиарда рублей. Ярославская сбытовая компания уже пять лет является самостоятельным юридическим лицом. Сегодня предприятие – гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Ярославской области. Этот статус накладывает на нас серьёзные обязательства, поскольку гарантирующий поставщик обязан заключить договор электроснабжения с любым обратившимся к нему потребителем. Энергоснабжение потребителей осуществляется на основании публичных договоров, которые носят комплексный характер и включают в себя целый пакет услуг. По договору энергоснабжения ОАО «ЯСК» обязуется поставить абоненту электроэнергию, а потребитель обязуется оплачивать её в соответствии с условиями договора. Также ЯСК обеспечивает транспортировку электроэнергии до клиента и диспетчерирование.
В настоящее время коллектив компании насчитывает почти 600 человек, структура имеет развитую сервисную сеть, в составе которой пять отделений и 17 участков сбыта, их офисы расположены в каждом районе области. В компании используются новые программные продукты по учёту и расчёту энергопотребления абонентов.
Мы стараемся выстраивать максимально конструктивные отношения с потребителями и убеждены, что в условиях свободного рынка энергоресурсов, к которому мы практически подошли, крупные промышленные потребители, а это касается в первую очередь их, должны больше внимания уделять планированию потребления, повышению энергоэффективности производства и внедрению энергосберегающих технологий. При этом мы готовы оказать им необходимую информационную поддержку.
– Не секрет, что платёжная дисциплина потребителей электроэнергии в Ярославской области далека от идеальной. Эффективно действующей системы по взысканию долгов с недобросовестных потребителей пока не существует. В силу названных причин сбытовая компания может оказаться в ситуации, когда высокий уровень задолженности конечных потребителей может крайне негативно отразиться на её взаимоотношениях с поставщиками электроэнергии. Что придётся делать в этом случае?
– В сферу нашего обслуживания входят такие основные категории потребителей, как крупная и мелкомоторная промышленность, бюджетные и сельскохозяйственные предприятия. Скрывать не буду – сбытовые организации в период кризиса оказались наиболее уязвимыми среди энергокомпаний, разделённых по видам деятельности. Именно на них легла основная нагрузка, связанная с неплатежами за поставленную электроэнергию. Сбытовая компания в любом случае обязана рассчитываться за электроэнергию, приобретённую, в том числе для неплательщиков, на оптовом рынке, и никакие ссылки на сложную экономическую ситуацию там не принимаются в расчёт. За купленную электроэнергию мы платим на оптовый рынок каждую неделю, а электросетевым компаниям за транспортировку – два раза в месяц. Если на это накладываются ещё и неплатежи, то образуются кассовые разрывы, которые мы вынуждены покрывать за счёт кредитов и, соответственно, нести незапланированные расходы на их обслуживание.
– Кто в большей степени нарушает платёжные обязательства – предприятия или коммунальный сектор?
– Платёжеспособность многих предприятий в прошедший кризисный год резко снизилась, при этом часть потребителей, несмотря на трудности, старались добросовестно выполнять свои обязательства. Однако есть и безответственные потребители, которые пытались прибегнуть к различным уловкам, чтобы не платить за электроэнергию. Ссылаясь на финансовый кризис и другие факторы, они накапливали огромные суммы задолженности. Мы со своей стороны, чтобы как-то облегчить жизнь названных групп потребителей, в целях антикризисной поддержки наших клиентов пошли на подписание ряда соглашений между сбытовой компанией, администрацией Ярославской области и экономическим советом региона. Согласно условиям соглашения ОАО «ЯСК» отказалось от всех авансовых платежей, давая возможность потребителям расплатиться за электроэнергию в текущем месяце. К сожалению, другая сторона проигнорировала соглашение и «ушла» вправо, то есть стала рассчитываться за потреблённую электроэнергию в следующем за расчётным месяце. Что касается должников, то они есть среди всех категорий потребителей. Основные сложности возникали с рядом промышленных предприятий.
Отдельный вопрос по предприятиям ЖКХ. Лидером со знаком «минус» в прошлом году можно назвать МУП «ЖКХ» Переславского района, которое на протяжении многих лет является должником сбытовой компании. Его долг перед нами исчисляется в десятках миллионов рублей. В августе 2009 года ОАО «ЯСК» приняло решение о расторжении с ним договора на поставку энергоресурсов. После этого прошло множество совещаний, встреч и переговоров, в итоге мы заключили новый договор, часть обязательств по которому взяла на себя администрация Переславского муниципального района, а часть – администрация региона. До сих пор этот долг перед ОАО «ЯСК» ещё до конца не погашен. Что касается первого квартала нынешнего года, то по платежам опять же не всё гладко. Общая задолженность потребителей всех уровней на сегодняшний день составляет более одного миллиарда рублей.
– Какими рычагами воздействия на злостных неплательщиков располагает Ярославская сбытовая компания? Готовы ли вы в критической ситуации взяться за рубильник?
– Не все потребители, наверное, хорошо представляют, что наша компания приобретает энергоресурсы на оптовом рынке электроэнергии и поставляет в розницу промышленным предприятиям, бюджетным организациям и населению. Ещё раз напомню, что для того, чтобы доставить электроэнергию до потребителя, мы заключаем договоры с сетевыми организациями области, которые оказывают нам услуги по её транспортировке. В том случае, если платежи нам не поступают, значит, в геометрической прогрессии возникает задолженность компании не только на оптовом рынке электроэнергии, но и перед контрагентами. Отключение электроэнергии – мера, безусловно, действенная, но мы не её сторонники. Ярославская сбытовая компания как гарантирующий поставщик электроэнергии старается вести конструктивный диалог с должниками и не прибегать к крайним мерам. Тем не менее мы вынуждены использовать закреплённое законодательством право энергосбытовых предприятий вводить ограничение по энергоснабжению недобросовестных потребителей. Согласно постановлению Правительства РФ № 816 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчётов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ», которое вступило в силу 26 ноября 2009 года, значительно ужесточились требования к юридическим лицам в части своевременной оплаты потреблённой электроэнергии. Этот законодательный документ предоставляет энергосбытовой компании право введения режима ограничения электроснабжения в адрес потребителя, который до 10-го числа расчётного месяца не произвёл первую часть платежа. Ранее гарантирующий поставщик мог ввести ограничение лишь в адрес потребителей, задолжавших суммарно за два и более расчётных периода.
– Уже больше года у всех на слуху введение ОДН и в связи с этим появление в счетах за электричество каких-то безумных цифр. Как бы вы могли охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?
– Второй год важным направлением деятельности ОАО «ЯСК» является расчёт с жителями многоквартирных домов области за электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды. Работа идёт очень непросто. Но в свете активного внедрения в жизнь положений нового Жилищного кодекса и появления управляющих компаний это направление деятельности без внимания никак оставлять нельзя. Несмотря на то, что во всех муниципальных районах, где мы начали работу по начислению ОДН – а это Тутаевский, Гаврилов-Ямский, Переславский, Ростовский, Некоузский и Брейтовский районы, – все расчёты велись согласно законодательству, нам пришлось столкнуться с непониманием и незнанием законов не только населения, но и руководителей жилищно-эксплуатационных организаций. Ситуация до сегодняшнего дня с этим вопросом была крайне тяжёлая, но совместными усилиями с департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО, а также департаментом ЖКХ и инфраструктуры стала постепенно разрешаться. В марте был утверждён регламент сотрудничества сбытовой компании, управляющих организаций и местных властей. В обиход вошло новое понятие – «сбалансированный дом», то есть дом, в котором установлен и принят к учёту общедомовой счётчик, сверены списки всех жильцов, имеются показания индивидуальных счётчиков, договоры на энергоснабжение юридических лиц, расположенных в доме, при наличии таковых. Результатом должен стать предельный показатель ОДН: 7 кВт на человека в месяц в домах без лифта и 14 – в домах с лифтом.
В мае этого года департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО выпустил методические ре­комендации по расчётам ОДН, где по пунктам расписано, как все должны работать с потребителями. Уверен, что там будут прописаны и отношения между сбытовой компанией, конечным потребителем и посредником между ними – управляющей компанией, которые сегодня попросту не идут с нами на контакт и исключают из договоров предоставление услуг по электроснабжению. А в таком доме мы не можем ничего делать. У нас нет полномочий, так как это входит в обязанности управляющей компании.
– Какие задачи стоят перед компанией в текущем году?
– Нынешняя экономическая ситуация диктует нам свои условия. В этом году, как и прежде, мы будем стараться качественно обеспечивать электроэнергией наших потребителей, работать, сохраняя стабильное положение на рынке и доверие наших клиентов. Основную ставку мы делаем на расширение клиентской базы, прозрачность деятельности и клиентоориентированность.
Предприятие располагает сервисной сетью – в каждом районе области расположены 17 участков, входящих в состав 5 отделений компании. Все вопросы по энергоснабжению потребители ОАО «ЯСК» могут решить, позвонив в Звонковый центр. За два года его существования ежедневно на единый справочный номер (4852) 78-19-19 обращаются за консультацией к квалифицированным специалистам компании более 200 клиентов, физических и юридических лиц. Здесь наши специалисты принимают обращения клиентов по вопросам энергопотребления, передачи и распределения электроэнергии. В Звонковом центре быстрее и проще получить полную, достоверную, актуальную информацию, которая интересует потребителя. Кроме этого наши потребители могут экономить своё время, внося плату за потреблённую электроэнергию через банкоматы, платёжные терминалы, отделения банков и Почты России.


Комментарии