Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 18 августа 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/20827/

Алчность страшнее аномальной жары

рубрика: Экономика
Автор: Евгений АВЕНИР
Фотографии: Олег СМЫСЛОВ

Ну вот и дождались! Ночи стали по-августовски прохладными, жара отступает. Засуха понемногу разжимает свои когти, на селе спешат убрать ещё не высохшие остатки урожая и считают убытки. А батоны в булочных уже подорожали. Насколько велики реальные потери ярославских сельхозпредприятий? Что происходит на истомлённых зноем полях, каковы итоги небывало знойного лета? 



В поисках ответов на эти вопросы мы отправились в ЗАО «Племзавод «Ярославка». Это хозяйство слабым не назовёшь, впустую жаловаться здесь не будут – тысячное стадо коров в прошлом году давало надои всем на зависть – по 5750 килограммов на голову. В этом году рассчитывали выйти на рекордные 6000. Занялись модернизацией ферм, половину стада переселили «на новые квартиры», оснащённые шведским чудо-оборудованием, начали вынашивать планы обзаведения мясным стадом… 

И тут вмешалась матушка-природа, которая в данном случае повела себя скорее как мачеха. Не успели животноводы вздохнуть после самой суровой за несколько последних лет зимы, как в начале лета ударили трёхнедельные дожди. Поля в низинах превратились в озёра. Раннюю, посеянную на песках картошку просто вымыло вон из почвы. Более поздние сорта необходимо было обработать довсходовыми химикатами, но вода не позволила этого сделать, а когда она ушла, было уже поздно. В результате поля заросли буйными сорняками, а наступившая сразу вслед за ливнями засуха не дала клубням налиться. Великая сушь, казалось, решила доконать селян.

– Я 26 лет здесь работаю, но такого, чтобы за два с половиной месяца на поля не упало ни капли воды, не видел ни разу, – рассказывает главный агроном «Ярославки» Камал Турегалиев (на снимке). – Посеяли элитный ячмень «Эльф», он всегда давал урожай минимум 25 центнеров с гектара, сейчас вряд ли соберём и 12, скорее всего, не больше 10. Колоски вдвое ниже, чем обычно, зерно щуплое. Правда, нет худа без добра, – улыбается агроном. – Мы, бывало, тонну солярки в день тратили, чтобы просушить зерно, а сейчас в нём влаги почти в полтора раза меньше нормы. Но «радость» невелика – прикиньте цифры, которые я уже назвал, и поймёте, каковы наши убытки. С овощами ещё хуже. По правилам картошку при температуре воздуха выше 25 градусов убирать вообще нельзя – лежать не будет. А куда деться? Хоть и не картофель это – величиной с куриное яйцо, а больше он всё равно не нальётся… Капуста у нас неполивная, но в этом году пытались всё-таки её орошать – бочки ставили, к культиватору приспосабливали специальные устройства – не помогло. Промочило землю на полтора сантиметра и высохло, это при такой жаре как мертвому припарки. А на семена только вот на эти три гектара истратили 160 тысяч… На селе каждый год тяжёлый, но этот – особенный.

Да, картофельные поля выглядят так, что и не догадаешься, что здесь картошка растёт. Капуста мелкая, ячмень чахлый, даже борщевик по обочинам – и тот на последнем издыхании.

Кормами себя «Ярославка», как и большинство хозяйств области, обеспечила, поскольку сухая погода для сенокоса и уборки даже полезна, но это изобилие – мираж. Да, вику, клевер и овёс на семена запасли, убрали всё, что не высохло, и сена заготовили в достатке. Однако пересушенные корма – очень низкого качества.  

– Кормов первого класса в такое лето не заготовишь, – говорит Сергей Матюшкин, главный зоотехник и исполнительный директор «Ярославки». – На общей беде стремится нажиться целый легион поставщиков. Ячмень с юга месяц назад стоил 3 рубля 40 копеек, сегодня – семь пятьдесят. Комбикорма дорожают на 20 процентов еженедельно. Жмых приходится покупать в Курске, там он почему-то дешевле, чем в Рыбинске. Когда областное правительство обещало животноводам помощь, мы поначалу воспрянули духом. Говорили, что будет 30-процентная дотация на закупку комбикормов и 50-процентная – на жмых, биодобавки и патоку. И вдруг выяснилось, что, например, «Ярославка» со своим тысячным стадом может реально рассчитывать всего на 1,5 миллиона в год, а мы в месяц тратим на корма 2 миллиона. Получилось, что разговоры о дотации сыграли с нами недобрую шутку – поставщики прослышали об обещанных деньгах – и вот уже из Воронежа звонят и усиленно предлагают… прошлогоднюю патоку. Они сами свеклу в такое лето убрать не могут, новой патоки нет, но услышали о деньгах – и заторопились. Видите ли, всё взаимосвязано. Если идёт рост цен на хлеб – вырастет и цена горючего. И молоко зимой может подорожать, я думаю, процентов как бы не на 30. По поводу овощей при таком плачевном урожае я не рискну ничего даже предполагать.

Одно могу сказать – о сокращении стада речь не идёт, коров сохраним любой ценой, – продолжает главный зоотехник. – Наши «ярославки» неприхотливы, может быть, импортным «голштинкам» будет трудно пережить некоторое снижение качества кормов, а наши чернушки справятся. Хотя у нас надои и упали до 4800 – 5200 килограммов (это вместо повышения до 6000), однако едва спала жара, надои вновь начали расти. Коровы перестали как сумасшедшие бросаться на воду, начали есть – и стало легче. При нашем постоянном многоступенчатом контроле качества, при полной переработке всего молока внутри хозяйства и возможности «играть» на большой линейке продукции никаких катастроф мы не ждём, наоборот, будем продолжать модернизацию, ещё и мясным животноводством займёмся.

Сдержанную обиду, прозвучавшую в словах Сергея Матюшкина, понять можно. Свирепый зной уходящего лета потребовал буквально героизма. Двух коров в «Ярославке» пришлось отливать водой после теплового удара. Телят, переведённых на прогрессивное внестойловое содержание, срочно упрятали под крышу – температура в клетках поднималась до 60 градусов, внедрение передовой технологии пришлось отложить до лучших времён. Люди вставали на работу в 3 часа утра и работали не за страх, а за совесть. Был случай, когда под вечер сломался комбайн, механизаторы всю ночь перебирали мотор, а утром, без перерыва, снова вышли в поле. Зоотехник и агроном «наматывали» по полям более 1000 километров в неделю. В других хозяйствах области, как сильных (вроде «Пахмы» с её поливным земледелием), так и слабых, положение примерно такое же, как в «Ярославке» – падение урожайности всех культур в разы, несмотря на героический труд. Но это падение неадекватно росту цен. Значительную часть полусгоревшего урожая спасли, но… рост цен на молочные продукты в России уже вдвое опережает инфляцию, и это можно объяснить только алчностью коммерсантов. 

Продавцы комбикормов и горючего на селе и продуктов в городе продолжают «кроить» и останавливаться, кажется, не собираются. И если люди при больших должностях не вмешаются в ситуацию не на словах, а на деле, то нам предстоит на себе испытать, насколько алчность страшнее даже самой аномальной жары.