Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/29919/

Делить деньги надо с умом

рубрика: Экономика
Автор: Николай БИКУЛОВ.

Процесс разработки регионального бюджета на следующий год начался с недавнего утверждения губернатором "Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2003 год". Этот документ, разработанный экономическими службами администрации области, должен, по мнению директора департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Ирины Абросимовой, определить ключевые приоритеты формирования доходной части областного бюджета, направления оптимизации его расходной части и пути совершенствования межбюджетных отношений.


Тенденции бюджетно-налоговой политики 2003 года вытекают из результатов, достигнутых в 2001 году, и из показателей нынешнего года. Они, судя по представленным в "Основных направлениях..." цифрам, таковы. Прирост налоговых доходов на территории области составил в прошлом году по отношению к позапрошлому более 35 процентов. Прибавка, попавшая в областной бюджет, оказалась еще более существенной - более 55 процентов. Увеличение "добычи денег" вызвано вовсе не "сдиранием трех шкур" с традиционного круга налогоплательщиков, что может привести только к их разорению. Наоборот, "предусмотрены механизмы стимулирования производителей, наращивающих объемы производства, размеры прибыли", а значит, и суммы платежей в бюджет. Чтобы это произошло, им прежде из бюджета выделяются налоговые льготы и субвенции (на покрытие банковских процентов, на инновации и другие славные дела). По утверждению Ирины Абросимовой, такие бюджетные траты с лихвой окупаются. В 2001 году каждый бюджетный рубль предоставленных льгот принес 1,6 рубля дополнительных налоговых поступлений. Еще один "источник денег", активно "разрабатывающийся" именно с 2001 года, - это расширение сферы применения в малом бизнесе единого налога на вмененный доход (ЕНВД), что позволяет выводить "из тени" неучтенные доходы. После того, как на новую форму налогообложения была переведена часть предприятий общепита и автотранспортники, поступления по ЕНВД выросли в 2,6 раза! С 2002 года этот налог уплачивает сфера розничной торговли и уже весь общепит. Темпы роста поступлений от него продолжают увеличиваться! Наконец, большие надежды связываются с недавно "открытым" заместителем губернатора Артуром Сазоновым "законом 20х80" - все плательщики внепланового налога на прибыль получают обратно 80 процентов своих платежей. Остающиеся 20 только в первом полугодии нынешнего года дали "приварок" областной казне примерно в 200 миллионов рублей. Рост доходной части бюджета благоприятно сказывается и на расходной. В прошлом году расходы на образование выросли на 33,6 процента, на здравоохранение - на 35,4, на социальную политику - на 71,5 процента. Капитальные вложения в экономику области из бюджетных средств возросли на 67,7 процента. "Темпы роста расходов по основным статьям значительно превысили темпы инфляции, которая в 2001 году составила 23,1 процента". Прямые бюджетные "вливания" в экономику и бюджетное же стимулирование расширяющих производство предприятий привело к увеличению объема инвестиционных вложений в области в 2001 году по сравнению с 2000-м на 81 процент (в сопоставимых ценах - на 45,9 процента). При этом на 1 рубль расходов бюджета по поддержке инвестпроектов приходилось 19 рублей инвестиций, сделанных самими предприятиями или привлеченными ими извне. Но почивать на лаврах рано. Доходов в бюджете на все желаемое все еще не хватает, а "часть бюджетных расходов производится недостаточно эффективно, в особенности это относится... к процессу осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд". Поэтому "бюджетная политика Ярославской области в 2003 году должна быть ориентирована на достижение следующих целей: мобилизация налоговых резервов.., повышение эффективности государственных расходов, снижение государственного долга, усиление финансового контроля...". Увеличение доходов бюджета предполагается обеспечивать прежними способами: стимулированием роста объемов производства (а значит, и налогообложенной базы), созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса (малого и среднего), сокращением нелегального теневого финансового оборота и усилением борьбы с должниками по налогам. Чтобы муниципальные власти были заинтересованы в развитии малого бизнеса, в снижении числа бюрократических "рогаток" для него, следует сделать так, чтобы именно за счет налогов с малого бизнеса формировался доход местных бюджетов. С расходами авторы документа рекомендуют определиться так. Надо разобраться с не приносящим доход, а, наоборот, требующим затрат на свое содержание государственным имуществом и распродать его. Это, кстати, принесет дополнительные доходы в бюджет. Не слишком эффективно работающим государственным предприятиям и учреждениям будут создаваться частные конкуренты. И тогда (в зависимости от того, кто победит в конкурентной борьбе) либо забот у областных властей станет меньше, либо занятые этими заботами конторы станут приносить прибыль. Жаль, примеров таких славных начинаний в сухом документе не приведено... Еще одна статья грядущей экономии бюджетных трат - "упорядочение системы социальных льгот и выплат". Давать их собираются не подряд всем, кто входит в претендующую на оные категорию населения, а конкретным людям, действительно в льготах нуждающимся. Об этом, впрочем, разговоры ведутся уже много лет. Внимательнее авторы "Основных направлений..." рекомендуют посмотреть и на бюджеты муниципальных округов. Здесь нужны регулярные обследования и аудит. А то просят некоторые районы у области денег много, а сами порой тратят их крайне бестолково. Есть претензии и к федеральному бюджету - слишком очевидна в последнее время тенденция к централизации налоговых сборов. Это вроде как рекомендация известным областным лоббистам, на что им следует обратить особое внимание при разговорах в московских кабинетах. Если все получится, то в 2003 году должен быть сформирован профицитный (когда доходы превышают расходы), а не дефицитный, как прежде, бюджет.