Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/30259/

Когда "паны" не бранятся

рубрика: Экономика
Автор: Николай БИКУЛОВ.

Каждый четвертый житель маленького, патриархального Гаврилов-Яма отмечал в минувшее воскресенье День авиации. Более тысячи семисот человек работают на гаврилов-ямском машиностроительном заводе "Агат", являющемся коллективным членом Российского авиационно-космического агентства. Здесь делают пассажирские самолеты Ил-86 и Ту-154, все модели истребителей МиГ и штурмовиков Су. Не целиком, конечно, сборка происходит на авиасборочных предприятиях, а на "Агате" выпускают топливную аппаратуру для двигателей перечисленных моделей самолетов.


Жителям Ярославля и области завод "Агат" больше известен как производитель дачной и офисной мебели, детских колясок, а также столь необходимых массам рыночных торговцев багажных тележек и торговых палаток. Расцвет производства этой продукции пришелся на середину 90-х. Оборонная промышленность переживала кризис, исчез госзаказ, и конверсия стала для завода жизненной потребностью. Тогда и был налажен выпуск продукции, находящей быстрый сбыт и приносящей "живые" деньги. Но заводским инженерам и конструкторам было просто не по себе от того, что современное оборудование для высокоточных технологий применяется для изготовления качелей, стульев и шезлонгов. Совместно с маркетологами они нашли новую производственную нишу. Лет семь назад начался выпуск гидравлической аппаратуры для грузоподъемной, строительной, дорожной техники и для роботов-манипуляторов. Кроме того, освоено производство всевозможных трансмиссий - редукторов для мотоблоков, приводов для вентиляторов мощных дизелей, включая и те, что выпускает "Автодизель". Сейчас, по словам заместителя генерального директора ОАО "Гаврилов-ямский машиностроительный завод "Агат" Владимира Серебрякова, "непрофильная" высокотехнологичная продукция составляет примерно 40 процентов общего объема производства, товары народного потребления - порядка 10 процентов. Выпуск авиационного оборудования продолжает оставаться главным для завода, им занята большая часть работников и производственных площадей. Есть сбыт этой продукции, нет проблем с оплатой поставок. Последние полтора года завод работает безубыточно. При акционировании предприятия контрольный пакет акций оказался в собственности московского оборонного завода, госпредприятия федерального подчинения "Салют", выпускающего авиационные двигатели. Собственно, еще в 1968 году "Агат" начинался как филиал того же завода, только прежде он назывался "Знамя революции"... Помогла восстановлению нормального экономического положения завода и передача части соцкультбыта муниципальным властям. - Жилье было относительно новое, и особых проблем с ним не возникло. Мы могли потребовать проведения необходимого ремонта. Однако не стали этого делать, так как понимали: на заводе тяжелая экономическая ситуация. Тем самым мы помогли ее исправить. Теперь там дела идут совершенно по-другому, и когда настанет пора передачи нам заводских очистных сооружений, наши требования будут строже, - заметил глава Гаврилов-Ямского муниципального округа Николай Бирук. У районных властей и заводской администрации сложились хорошие деловые отношения. Спортивный комплекс "Спринт" был передан району вместе с жильем (по другим, правда, причинам - в счет погашения долгов по налогам). Но сейчас завод немало денег тратит на поддержание престижа гаврилов-ямского спорта. Долгое время выступал главным спонсором принадлежавшей льнокомбинату футбольной команды "Заря". С нынешнего года "Заря" стала "Агатом". Ну а тренируются футболисты, как и раньше, на стадионе "Спринт". В программе воскресного праздника кроме спортивных мероприятий были и чествование ветеранов, награждение лучших цехов и работников - победителей конкурсов профессионального мастерства. Итоги этих конкурсов подводятся дважды в год - перед Днем авиации и перед Днем защитников Отечества. Выбор второго праздничного дня станет понятен после перечисления основных заводских профессий, представители которых соревнуются: токари, фрезеровщики, слесари, шлифовщики. Работа мужская, тяжелая, надо хорошо питаться. Комплексный обед в заводской столовой стоит... 15 (пятнадцать!) рублей. - Голодными работяг оставляете? - невольно задал я вопрос Владимиру Серебрякову. - А вы сходите, пообедайте, - ответил он. И объяснил, что сохранил завод подсобное хозяйство - откармливаются на мясо 200 голов свиней и 20 телят. Корма для них растут внутри... заводского забора. Некогда, в 80-е годы, планировалось строительство еще одной очереди предприятия, да так и остались планы нереализованными. Но земля под них тоже осталась... Однако брать со своих рабочих даже по 15 рублей каждый день начальство постеснялось. Берет только пять, "десятку" доплачивает из заводской прибыли. К этому надо добавить, что средняя зарплата на предприятии в первом полугодии нынешнего года составила 4,4 тыс. рублей в месяц и последние шесть лет выплачивается без задержек. Средний возраст работников, кстати, 39 лет. Пятьсот человек - это молодежь до тридцати лет. Молодые и сытые заводские ребята с удовольствием бегают на муниципальном теперь стадионе. И начальство "Агата" способствует им в этом. Недавно закупило и установило в одном из помещений заводоуправления (стадион-то уже муниципальный!) оборудование для тренажерного зала. Одним словом, руководители муниципального округа и расположенного на его территории предприятия нашли точки соприкосновения практически во всех сферах. А выиграли от этого не только работники завода, но и все гаврилов-ямцы.