Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 08 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/31663/

Экономить энергоресурсы должно быть выгодно

рубрика: Экономика

16 октября в Ярославле откроется Всероссийская научно-практическая конференция "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе". В Ярославской области в этом направлении уже сделано немало. О реализации политики энергосбережения в нашем регионе рассказывает первый заместитель губернатора Александр Германович ФЕДОРОВ.


- Чем вызвана необходимость принятия концепции политики энергосбережения в Ярославской области? - Сейчас у всех на слуху увязка природных катаклизмов с потеплением климата в результате загрязнения человеком окружающей среды. На 95 процентов, а может быть и больше, эти загрязнения связаны с вредными выбросами от добычи, переработки, транспортировки и потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов. Мировое сообщество подошло к пониманию необходимости установления квот вредных выбросов для каждого государства. Это значит, что через какое-то время каждое государство, в том числе и Россия, будет вынуждено ограничивать объем вредных выбросов, а значит, сокращать объем потребления топливно-энергетических ресурсов. Но это надо делать не за счет снижения комфортности труда и быта людей, наоборот, день ото дня повышая качество жизни. Удовлетворение этих двух противоположных требований достигается лишь активным внедрением в жизнь энергоэффективных зданий и сооружений, оборудования, технологий, товаров и ответственным и экономным расходованием всех видов энергоносителей каждым жителем области. Для этого необходимо проведение системной политики энергосбережения на территории региона. В нашей концепции как раз и изложены принципы проведения такой политики в Ярославской области. - Каковы же эти принципы? - Первый принцип - аналитический. Организация максимально достоверного и единообразного учета потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов. Топливно-энергетический баланс области должен точно соответствовать сумме топливно-энергетических балансов муниципальных образований. Балансы муниципальных образований должны точно соответствовать сумме всех топливно-энергетических балансов хозяйствующих субъектов на территории округа. Единообразие учета должно исключить двойной учет энергоносителей, чем пока что грешит статистическая отчетность. Учет необходим для того, чтобы знать, что закладывать в расходы и куда мы движемся. Необходимо также пользоваться единой методикой оценки энергетической и экономической эффективности. Переход на единые методики требует времени и переподготовки специалистов. Второй принцип - понуждающий. Выработка обязательных к выполнению всеми хозяйствующими субъектами широкого спектра норм и правил, побуждающих к последовательному замещению энергозатратных зданий, сооружений, оборудования, технологий энергоэффективными. В зависимости от экономического состояния области планка требований будет повышаться. Например, в настоящее время прогрессивные энергоэффективные территориальные строительные нормы применяются при проектировании новых зданий гражданского и промышленного назначения. Через год-два применение таких прогрессивных строительных норм в нашей области будет обязательным для всех капитально ремонтируемых и реконструируемых зданий. В числе прочих требований станет обязательным оснащение потребителей счетчиками газа, воды. Применительно ко всему, что построено и будет строиться на территории области, начинаем реализовывать девиз: "переоденем область в энергосберегающие одежды". Эту работу будем проводить совместно с государственным энергетическим надзором, архитектурным надзором, экологами. - Каждый из собственного опыта знает, что качественные энергоэффективные материалы, оборудование стоят дорого. Что заставит экономически независимое предприятие или бюджетную организацию вкладывать средства в энергосбережение? - Мы в концепции определили третий принцип политики энергосбережения - стимулирующий. Для бюджетных организаций, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, приняли положение о лимитировании потребления топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с которым определяется потребность в ресурсах и закладываются под них соответствующие деньги. Положение ориентирует руководителей организаций на снижение потребления топлива, тепловой и электрической энергии примерно на два с половиной - три процента в год в течение 2003, 2004 и 2005 годов по сравнению с принятым за базу 2000 годом. Одновременно с 2003 года будет введено в действие положение об экономическом стимулировании бюджетных организаций и организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому реально сэкономленные средства от снижения потребления топлива, тепловой или электрической энергии за счет инициативно внедренных энергосберегающих мероприятий, а не по областному или муниципальному плану энергосбережения, будут оставаться в распоряжении организации на период окупаемости мероприятия плюс один год (пока общий срок ограничиваем пятью годами). Работники бюджетных организаций, активно участвующие во внедрении мероприятий областного или муниципального планов энергосбережения, будут премироваться. Следует отметить: потребление топливно-энергетических ресурсов областными и муниципальными бюджетными организациями составляет лишь около 9 процентов от потребления ресурсов областью в целом. Остальное потребляет внебюджетный сектор экономики. В концепции отражены примерные направления экономического взаимодействия власти и хозяйствующих субъектов в сфере энергосбережения, не все из которых пока вписываются в федеральное законодательство. В течение четвертого квартала этого года и начала будущего года необходимо с общественными объединениями промышленников, строителей, сельхозпроизводителей, предпринимателей выработать соглашение и найти критерии стимулирования энергосбережения. Работа достаточно сложная. - Так что же, работа по энергосбережению в нашей области начинается с нуля? - Нет. Перечисленные три принципа заложены, скажем так, в организационно-методологической части концепции на период по 2005 год включительно. Прикладная часть концепции определяет направления энергосбережения в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, у хозяйствующих субъектов и обобщает ежегодные планы энергосбережения бюджетных организаций по муниципальным образованиям и социальным департаментам, а также выборочно по промышленным предприятиям. Наша область одна из немногих в России, реально финансирующая из областного бюджета внедрение энергосберегающих мероприятий в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Мы это делаем с 1997 года. В этом году по плану департамента ЖКХ будет выполнено мероприятий на сумму около 150 миллионов рублей. Ряд предприятий области поименно участвует в государственной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года". Многие предприятия области выпускают прогрессивные по энергетическим характеристикам материалы, машины, оборудование. НПО "Сатурн" продвигает в большую энергетику экономичные газовые турбины для электростанций. "Автодизель" работает над дизельными двигателями нового поколения. Продукция электромашиностроительного завода имеет качественные энергетические характеристики и пользуется мировым спросом. Растет спрос на энергоэффективные ограждающие конструкции и быстровозводимые здания ассоциации предприятий "Синтэс". Компания "Славич" производит теплозащитные материалы. ОАО "Рыбинсккабель" выпускает теплостойкие эмальпровода для электродвигателей и генераторов нового поколения. АО "Рыбинский приборостроительный завод" производит многотарифные счетчики для учета электроэнергии. Трудно, но все-таки продолжаются работы по внедрению тепловых насосов в локальных системах теплоснабжения. Ну, наконец, мы строим второй автодорожный мост через Волгу. Помимо прочих выгод, он позволит снизить расход бензина и дизельного топлива по стране на несколько тысяч тонн в год, а соответственно, - сократить вредные выбросы в атмосферу. Он, безусловно, окажет положительное влияние и на областной топливно-энергетический баланс. Цель концепции - не начать все сначала, а систематизировать работу, внедрить единообразные подходы к планированию, энергетическим и экономическим оценкам эффективности, чтобы "настроить" всех специалистов на конечный результат и разработать квалифицированную четко работающую программу энергосбережения Ярославской области на 2006 - 2010 годы, надежно обеспеченную финансированием. Важный пласт работы - пропаганда энергосбережения среди населения. Этому тоже надо научиться. Мы хотим своевременно подготовить область к неизбежному усилению административного и экономического давления федеральной власти в направлении повышения энергетической эффективности хозяйствования. Записал Петр АРТЕМЬЕВ.