Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 17 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/3238/

Александр ПИОНТКОВСКИЙ: «Быстрый рост компании невозможен без информационных технологий»

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ

НПО «Сатурн» является признанным лидером по развитию информационных или IT­технологий среди промышленных предприятий России. 19 апреля в бизнес­центре «Амбер Плаза» в Москве состоялась четвертая торжественная церемония вручения ежегодной национальной премии «IT Лидер». Лауреатом премии в номинации «Предприятия машиностроительной отрасли» стало ОАО «НПО «Сатурн». О достижениях и перспективах НПО «Сатурн» в этой сфере в интервью нашей газете рассказал директор по IT­технологиям компании Александр Пионтковский.


– Александр Сигизмундович, по каким критериям жюри ежегодной национальной премии «IT Лидер» определило НПО «Сатурн» победителем среди промышленных предприятий России?

– Национальная премия «IT Лидер» учреждена в 2002 году группой соорганизаторов: российским лидером системной интеграции компанией «КРОК», группой компаний «Росбиз­несконсалтинг» и журналом Intelligent Enterprise. В оргкомитет премии «IT Лидер» со статусом общественного координатора вошло международное PR­агентство PRP Group, а в каче­стве независимого наблюдателя была привлечена всемирно известная аудиторская компания KPMG.

Список номинантов определил экспертный совет, состоящий из глав российских представительств ведущих мировых IT­компаний, издателей и главных редакторов влиятельных СМИ, руководителей ведущих консалтинговых фирм. Номинантами и лауреатами премии «IT Лидер» становятся компании, чья деятельность может служить примером для многих. Организации, наиболее успешно использующие информационные технологии, – это лидеры в своих отраслях. Среди лауреатов премии «IT Лидер­2006» названы известные предприятия и организации: МТС, РЖД, «Норильский никель», «Север­сталь», «Сургутнефтегаз», МДМ­Банк, Национальный фонд подготовки кадров и Федеральное казначейство России.

Главными критериями оценки на получение звания лауреата премии были определены: инновационность деятельности организации и ее интеграция в мировое сообщество, особые достижения организации в области ИТ, значимость личного вклада директора по IT­технологиям в развитие предприятия, отрасли и страны. Национальная премия «IT Лидер» является стимулом для всесторонней поддержки и развития инноваций в России.

– За какое время НПО «Сатурн» достигло первенства в сфере IT­технологий? Почему для компании это было выбрано приоритетом?

– История развития информационных технологий на предприятии насчитывает несколько десятков лет. НПО «Сатурн» разрабатывает и производит газотурбинные двигатели различного назначения – это самое сложное механическое устрой­ство, которое придумал человек. В современном мире машиностроительной индустрии ни одно предприятие не способно создавать новую конкурентоспособную продукцию без применения передовых информационных технологий. Руководство компании сознавало, что без дальнейшего активного развития и эффективного применения ИТ у нее нет будущего, и в 2001 году генеральный директор принял стратегическое решение о создании на предприятии отдельной IT­службы. Служба должна была стать самостоятельным, независимым и полноценным подразделением и аккумулировать все ресурсы – кадры, технологии, оборудование для разработки и реализации новой стратегии развития ИТ на предприятии. Возглавить эту службу было предложено мне, и я согласился. Сегодня в службе директора по ИТ работает более 300 специалистов.

За пять лет в НПО «Сатурн» в этой сфере достигнуты значительные позитивные результаты. Сегодня в нашей компании, и это было отмечено в рамках конкурса на национальную премию, функционирует одна из самых развитых IT­инфраструктур в промышленности России.

Все промышленные площадки предприятия, расположенные в Рыбинске, Москве и Подмосковье (Лыткарино), соединены высокоскоростными мультисервисными (данные, голос и видео) каналами связи. К корпоративной информационной системе предприятия подключено несколько удаленных офисов компании, а также филиалы в Санкт­Петербурге и Перми. Организован канал передачи данных с нашими французскими партнерами по программе создания нового гражданского авиационного двигателя SaM­146 для семейства российских региональных самолетов RRJ.

В компании функционируют три распределенных корпоративных центра данных, в которых применены самые передовые технологии по обработке и хранению информации, а также предоставлению оперативного доступа к ней. Реализуются концепция катастрофоустойчивости центров данных и концепция обеспечения информационной безопасности. Все промышленные площадки имеют развитую сетевую инфраструктуру, которая обеспечивает подключение в единую корпоративную вычислительную сеть всех промышленных и административных зданий и сооружений.

В НПО «Сатурн» из 18 тысяч работников каждый третий (около 6 тысяч) является пользователем корпоративной информационной системы предприятия, в которой работает большое количество приложений и сервисов, обеспечивающих все основные бизнес­функ­ции предприятия: конструкторские, технологические, производственные, качество, МТС, финансово­экономические, коммерческие, кадровые и т. д.

На предприятии действует система «сквозного проектирования», позволяющая существенно сократить время на разработку и освоение в производстве новой высокотехнологичной продукции. В конструкторско­технологической базе данных хранится более миллиона электронных документов.

– Широкую известность и лидерство НПО «Сатурн» в развитии IT­инфраструктуры утвердила покупка в прошлом году суперкомпьютера. Что это за машина и зачем она понадобилась компании?

– В августе 2005 года наше предприятие запустило в эксплуатацию самый мощный суперкомпьютер, установленный на промышленном предприятии в России и СНГ. Это высокопроизводительный вычислительный кластер производительностью 768 гигафлопсов (миллиардов операций с плавающей точкой в секунду). Суперкомпьютер состоит из 64 стандартных двухпроцессорных серверов и двух четырехпроцессорных мастер­узлов компании IBM на базе процессоров Intel.

Согласно опубликованному рейтингу ТОП­50 суперкомпьютеров СНГ, он занимает первое место среди промышленных предприятий и четвертое место по производительности среди всех суперкомпьютеров в России и СНГ. На первых двух местах находятся кластер производительностью 6’680 гигафлопса Межведомственного суперкомпьютерного центра Российской академии наук и кластер в 2’028 гигафлопса Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Белоруссии.

Приобретение суперкомпьютера имеет огромный эффект для НПО «Сатурн». Последние годы компания активно занимается разработкой проектов новых двигателей и газотурбинных установок. Кон­структорам необходимо было проводить огромное количество расчетов быстро и одновременно. У нас имелась техника, которая занималась расчетами как централизованно, так и локально (расчетные станции), но ее возможности уже тормозили работу. Некоторые расчеты при проектировании лопаток для двигателя длились неделями, а то и месяцами. Это стало «узким горлом» для нормальной работы конструкторов. Ведь в ходе проектирования двигателя для одной детали необходимо проводить до сотни расчетов. За это время конструктору очень сложно двигаться вперед в своей работе, поскольку принятие решения зависит от результатов этих расчетов. Суперкомпьютер позволил увеличить производительность расчетов в 50 – 60 раз. На новой машине можно проводить сразу несколько расчетов и решать несколько сложных задач вместо одной.

Очень многие компании интересуются итогами работы суперкомпьютера. В авиационной отрасли коллеги радуются нашим успехам и немного завидуют – не каждое предприятие может сегодня купить такую технику стоимостью около миллиона долларов. Зарубежные партнеры приветствуют наши решения, прекрасно понимая, что будущее авиадвигателестроения без информационных технологий и таких суперкомпьютеров невозможно. Без этого нельзя вообще создать новый конкурентоспособный продукт. Раньше авиадвигатель разрабатывался и осваивался в производстве за 10 – 15 лет. Сегодня перед нами стоит задача проделать этот путь за 3 – 5 лет, и один из основных инструментов сокращения этих сроков – применение на всех этапах жизненного цикла изделия информационных технологий.

– Информационные технологии вошли и в сферу испытаний авиадвигателей. Как они изменили этот важнейший этап создания нового мотора?

– IT­технологии позволяют сэкономить огромное время на стадии доводки новых авиадвигателей до заданных параметров. В НПО «Сатурн» внедряется современная система сбора и обработки данных об испытаниях авиадвигателей, не имеющая аналогов в России. Если раньше за один этап испытаний собиралось от нескольких десятков до сотни параметров с двигателя, то сегодня наши стенды, оснащенные современными измерительно­вычислительными комплексами, позволяют единовременно фиксировать тысячи показателей. Такие возможности резко увеличивают качество измерений и сокращают их время.

Раньше многие параметры работы измерялись манометрами и термометрами, сегодня это компьютер. Конструкторы могут за один раз установить недочеты и внести корректировки в будущий продукт. Раньше для того, чтобы сделать новый двигатель, надо было произвести 30 – 40 опытных образцов в металле для испытаний, в ходе которых происходила доводка конструкции и характеристик мотора. Сейчас с учетом использования IT­технологий необходимо сделать всего единицы опытных двигателей. А ведь каждый авиадвигатель стоит не один миллион долларов. В России у нас сегодня самая совершенная база по испытаниям газотурбинных двигателей и строится лучший в Европе открытый стенд по испытанию двигателей.

– Руководители должны демонстрировать пример для подчиненных в работе. Как используются в НПО «Сатурн» IT­технологии в сфере управления бизнесом?

– Сегодня каждый руководитель на своем рабочем месте имеет персональный компьютер и, конечно, старается его использовать по мере необходимости, но работа управленца – это в первую очередь общение с людьми и принятие решений. Ему необязательно по нескольку часов просиживать перед монитором. На нашем предприятии каждый руководитель ежедневно получает и обрабатывает много информации из корпоративной электронной почты, также в НПО «Сатурн» фактически все совещания руководителей проводятся с использованием современной презентационной техники. Все материалы к совещаниям готовятся только в электронном виде. Кроме того, руководители в любой момент могут иметь доступ к базе материалов и решений данных совещаний. Также существуют залы для проведения видеоконференций, которые регулярно используются руководителями и специалистами для общения с сотрудниками наших филиалов и с международными партнерами.

В компании активно развивается корпоративный портал, где собраны все знания, которые могут пригодиться для оперативного принятия решений специалистам и руководителям. Там же происходит обмен мнениями. Основной принцип работы IT­службы в сфере управления знаниями – добиться, чтобы любые результаты, полученный опыт, накопленные знания были сохранены и доступны для всех специалистов будущих поколений. К этим знаниям есть оперативный доступ для их вторичного использования. Сейчас мы планируем разработать приборные доски для каждого руководителя высшего звена управления компанией, что позволило бы в реальном времени отслеживать оперативные показатели работы его служб.

Буквально недавно мы реализовали на портале новый сервис, при помощи которого любой сотрудник компании может задать вопрос генеральному директору или другому руководителю высшего управленческого звена и получить на него ответ. Этот сервис стал очень популярен и полезен как для решения многих проблем предприятия, на которые не всегда сразу могут обратить внимание руководители различного уровня, так и для улучшения коммуникаций между сотрудниками и руководством компании.

Конечно, можно привести еще много примеров, но можно констатировать, что для руководителя нашего предприятия персональный компьютер и информационная система предприятия стали незаменимым инструментом в его повседневной работе.

– Далеко не все специалисты предприятия среднего и старшего возраста знакомы с компьютерами. Как проходило их обучение?

– Сейчас у нас нет проблем восприятия информационных технологий среди работников НПО «Сатурн». Когда на заводе насчитывалось около 1000 персональных компьютеров, у людей был определенный психологический барьер. Мы должны были переучить многих специалистов, которые имели большой опыт работы и высокую квалификацию. Ставка была сделана на развитие учебной базы. В настоящий момент на предприятии действует восемь учебных классов, в которых проводится обучение персонала конкретным прикладным системам. Установка новых компьютеров сопровождается обучением всех – от руководителей подразделений и главных специалистов до рядовых работников. Совместно с РГАТА происходит переподготовка специалистов и рабочих, где их также учат базовым знаниям работы на компьютере и специальным системам.

Как результат – произошел коренной перелом. Любой сотрудник понимает, что если он не будет владеть навыками работы на компьютере, у него нет большого будущего в компании. Молодежь, которая приходит на завод, уже в большинстве своем достаточно хорошо владеет компьютером.

– Как вы подбираете персонал для работы в своей службе?

– Проекты, которые реализуются сегодня на предприятии, требуют постоянного привлечения новых сотрудников. Сегодня нам не хватает грамотных, амбициозных и целеустремленных людей. Конечно, кандидатам необходимо знание английского языка, а на отдельных участках очень важно свободно говорить на английском. В компании действуют доплаты за знание иностранного языка, есть корпоративные курсы по обучению. Это является реализацией задачи вхождения компании в глобальный мировой рынок двигателестроения.

При подборе персонала мы активно сотрудничаем с РГАТА и ЯрГУ и отбираем уже с третьего курса интересующих нас студентов. Кроме того, существует система грантов за выполнение в рамках дневного обучения отдельных видов работ, имеющих реальное практическое применение на предприятии, и после окончания вуза есть возможность участникам этой работы продолжить ее развитие уже на самом предприятии.

Используя возможность данного интервью, я приглашаю в наш коллектив всех целеустремленных IT­специалистов, желающих внедрять передовые информационные технологии и работать на современном высокотехнологичном предприятии. Это очень интересная и в то же время сложная работа как для тех, кто стремится совершен­ствовать профессиональные знания, так и для тех, кто планирует свой карьерный рост.

– НПО «Сатурн» вряд ли остановится на существующем уровне развития IT­технологий. Каковы планы компании на ближайшие годы?

– Безусловно, у нас есть программа дальнейшего стратегического развития ИТ, и мы уже сегодня ее активно реализуем. Она состоит из множества отдельных, но взаимосвязанных проектов, и в рамках этого интервью можно отметить только несколько наиболее значимых для нас проектов.

Проект «Виртуальное предприятие – мобильный пользователь» – первая цель его заключается в обеспечении управления основными бизнес­функциями территориально распределенного предприятия. Например, сегодня наши конструкторские подразделения работают в Рыбинске, Москве, Перми, Санкт­Петербурге, совместно разрабатывая новые изделия, и нам необходимо кроме существующих каналов связи для передачи отдельных файлов создать единое информационное пространство, обеспечивающее одновременную работу конст­рукторов с одними и теми же данными и их интерактивное взаимодействие. В том числе нужно обеспечить удаленный доступ к вычислительным мощностям нашего суперкомпьютера, расположенного на голов­ной площадке.

Вторая цель состоит в обеспечении постоянного доступа к корпоративной информационной системе наших сотрудников, находящихся за пределами предприятия. Сегодня у большого количества сотрудников разъездной характер работы. Это и совместная работа наших специалистов на территории бизнес­партнеров как в России, так и за рубежом. Это и коммерсанты, перемещающиеся по всему миру. Это и наши специалисты, находящиеся на объектах строительства, куда поставляются и где монтируются наши изделия. Это и руководители компании, которые находятся в командировках. Безусловно, это очень большой и сложный проект, в котором надо решить множество задач, в том числе и обеспечение информационной безопасности предприятия.

Проект «Логистическая поддержка изделия в эксплуатации» является ключевым в обеспечении нашей конкурентоспособности как в России, так и за рубежом. Сегодня заказчика интересуют не только стоимость поставляемого нами продукта и его качество, он требует от нас обеспечить низкие эксплуатационные затраты на изделие, и этот проект должен обеспечить снижение сроков обслуживания и ремонта, а также продление ресурсных сроков эксплуатации нашей продукции, что, безусловно, даст большую экономию заказчику. Достигается это за счет создания единой информационной системы, в которой заказчик и производитель совместно планируют и реализуют все процедуры, связанные с эксплуатацией наших изделий.

Проект «PDM­ERP» – это проект перехода на новые модели управления данными об изделии (PDM) и управления всеми ресурсами предприятия (ERP), включая функции производственного планирования и учета, МТС, финансы и бухучет, качество, управление персоналом и т. д. Проект рассчитан на несколько лет, и в рамках интервью невозможно раскрыть все его аспекты, но можно сказать одно – при его реализации наше предприятие станет намного эффективней и производительней в своей деятельности.

Существует множество других проектов, как инфраструктурных, так и связанных с внедрением конкретных приложений и сервисов в корпоративной информационной системе предприятия. Кроме того, мы находимся на этапе реформирования авиационной отрасли в России, и появляется множество новых задач, связанных с видоизменениями в бизнесе, вариантами объединения с другими компаниями и предприятиями. При этом основная наша цель – обеспечить лидерство нашего объединения в двигателестроительной отрасли России при помощи эффективного применения передовых информационных технологий.