Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, понедельник, 11 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/32613/

Купите квоту и пользуйтесь

рубрика: Экономика

Наши читатели продолжают дискуссию о справедливости взимания ОАО "ЯРЭНЕРГО" платы за подключение новых потребителей электроэнергии. Мнение ярославских предпринимателей о нерыночном подходе энергетиков к этой проблеме было достаточно полно изложено в статье "Это просто вымогательство" ("Северный край" 18 октября 2002). Они считают, что застройщики нового дома должны, как и все потребители, платить по тарифам за реально потребленные киловатты, а если есть у энергетиков потребность в дополнительных инвестициях для присоединения нового объекта, то пусть выдадут инвесторам положенную долю акций. Такую позицию они изложили в заявлении, направленном в территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.


На днях в тот же адрес направлено заявление эксперта региональной энергетической комиссии Евгения Тюрина, который в корне не согласен с оппонентами "Ярэнерго" и предложил свой вариант разрешения конфликта. С этим документом и его обоснованием Евгений Алексеевич знакомит читателей "Северного края". Руководителю Ярославского территориального управления министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Н. М. Сибриковой гр. Тюрина Евгения Алексеевича Заявление Из средств массовой информации узнал о снова всплывшей проблеме оплаты за вновь присоединяемую потребительскую электрическую мощность (точнее потребительскую нагрузку). Я, как традиционный потребитель электроэнергии, категорически возражаю против "бесплатного присоединения" любого нового потребителя электроэнергии к электрическим сетям поставщика. Любое развитие элементов энергетической системы (генерации, линий электропередачи и электрических подстанций на любом уровне напряжения) для удовлетворения потребностей в электроэнергии новых потребителей при "бесплатном присоединении" будет осуществляться исключительно за счет действующих тарифов, то есть за мой счет. Я не хочу и не буду спонсировать любого нового потребителя. В этом меня защищают Конституция России и Гражданский кодекс. Настаиваю на недопущении удорожания тарифов за счет инвестиционной составляющей как на наращивание генерирующей мощности, так и на развитие электрических сетей для удовлетворения потребностей новых потребителей. Взимание платы на развитие энергосистемы для электроснабжения новых потребителей экономически справедливо. Имущественные отношения решаемы, но не за счет выпуска дополнительных акций энергоснабжающих организаций. В случае принятия решения, ущемляющего мои интересы, вынужден буду добиваться отмены такого решения в судебном порядке. При переходе к новым рыночным отношениям в России оказалась выпущенной из поля зрения инвентаризация разрывов между закрепленной по техническим условиям и реально заявляемой потребительской мощностью (нагрузкой) всеми юридическими лицами - абонентами энергоснабжающих организаций. В бытность руководителем "Ярэнерго" еще в начале 90-х годов я пытался привлечь внимание органов власти к этой проблеме. Тогда неизбежность ее решения не поняли, а теперь она, как шило из мешка, лезет наружу. В настоящее время инфраструктура Ярославля уперлась в исчерпание пропускной способности городских электросетей, и мэрия города приняла абсолютно правильное решение, введя плату за вновь присоединяемую нагрузку, чтобы дать возможность развития экономике города. Кто аккумулирует средства на развитие мощностей - мэрия, энергоснабжающая организация или перепродавец (Ярославская горэлектросеть) - не имеет большого значения. В новых экономических условиях необходимо экономически верно и справедливо выстроить финансовые и имущественные отношения с обязательным учетом интересов всех участников непрерывного процесса поставки и потребления электроэнергии. Процесс охватывает три категории участников: традиционные потребители, новые потребители, поставщики. Традиционные потребители - физические и юридические лица, ставшие абонентами энергоснабжающей организации однажды и навсегда. Жизненным их интересом является получение качественной электроэнергии (бесперебойно, стандартного напряжения и частоты) по минимальным тарифам. Эти потребители согласны оплачивать электроэнергию по тарифу, включающему текущие издержки на топливо, эксплуатацию и ремонт электростанций и сетей, сбыт плюс техническое перевооружение для повышения качества своего энергоснабжения, вытекающее из срока службы оборудования и уровня научно-технического прогресса. Общая численность традиционных потребителей в Ярославской области равна примерно полутора миллионам и складывается из общей численности населения и всех юридических лиц (промышленных предприятий, иных организаций), уже являющихся абонентами ОАО "Ярэнерго". Их не интересует наращивание мощностей и пропускной способности электрических сетей производителей и поставщиков для электроснабжения новых потребителей. Они не должны платить за это. Новые потребители - физические и юридические лица, подавшие заявку в энергоснабжающую организацию для присоединения к энергосистеме новой электрической нагрузки, обеспечивающей развитие собственного бизнеса или электроснабжение нового собственного дома. Они имеют безусловное конституционное право доступа к электроснабжению, но не за счет традиционных потребителей. Если у производителей и поставщиков имеются нераспределенные свободные электрические мощности, недогруженные трансформаторные мощности и электрические сети в зоне размещения новой нагрузки, подключение к энергосистеме осуществляется без специальной платы за присоединяемую нагрузку. Но если в точке подключения новой нагрузки нет свободной генерирующей мощности, действующие трансформаторные подстанции и линии электропередачи загружены полностью, новый потребитель должен внести плату за вновь присоединяемую нагрузку. При этом он должен стать не акционером энергоснабжающей компании, а собственником оплаченной КВОТЫ на мощность. Это справедливо и выгодно всем трем сторонам. Здесь не ущемляются интересы ни одной из сторон. Как только новый потребитель получил разрешение на присоединение, он тут же становится традиционным потребителем. Производители и поставщики - обеспечивают текущее энергоснабжение присоединенных потребителей, повышая качество энергоснабжения по мере научно-технического прогресса, за счет тарифов. Понятно, что инвестиции на техническое перевооружение в любом размере обеспечиваются исключительно за счет тарифов, если даже на реализацию какого-то конкретного проекта были привлечены кредитные средства банков или иных инвесторов. Инвестиции на наращивание генерирующих мощностей и развитие электросетей должны накапливаться исключительно за счет платы за присоединяемую нагрузку. Кредиты на развитие должны обслуживаться также за счет этих средств. Организующее начало в этом процессе принадлежит местным органам власти, что в конкретном случае и делает мэрия Ярославля. Выпуск дополнительных акций энергоснабжающих организаций (дополнительная эмиссия) для раздачи новым потребителям экономически несправедлив, так как ущемляет интересы традиционных потребителей и собственников энергоснабжающих организаций (акционеров). Принципиально схема выстраивания финансовых и правовых отношений, на мой взгляд, должна быть следующей. В момент внесения платы за присоединяемую нагрузку энергоснабжающая организация и новый потребитель заключают двухсторонний бессрочный договор на право распоряжения новым потребителем приобретенной квотой на мощность. Этот акт можно назвать договором приобретения квоты на мощность. Владелец приобретенной квоты при сворачивании своего бизнеса (производства) или за счет реального энергосбережения имеет право свободной продажи всей квоты или ее части по своему усмотрению любому юридическому лицу, претендующему на присоединение. В этом случае энергоснабжающая организация выступает только как посредник, и ее не интересуют условия сделки. Она определяет только техническую возможность перераспределения нагрузки. Энергоснабжающая организация, владелец квоты и новый потребитель на основании акта передачи квоты или ее части одновременно оформляют двухсторонние документы об аннулировании старой квоты, оформлении со старым владельцем нового договора приобретения квоты на оставшуюся величину мощности, а также договора на приобретение квоты на мощность новым потребителем. Кстати, в девяностые годы, в период начального становления малого и среднего бизнеса, имели место случаи со стороны крупных потребителей переуступки части "своей" мощности, определенной техническими условиями, новым потребителям. Нормальный процесс. Евгений ТЮРИН, бывший генеральный директор "Ярэнерго".