Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 февраля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/33055/

На болоте растет не только клюква

рубрика: Экономика
Автор: Андрей ЗАБЕЛИН.

Ровно тридцать лет назад – 5 февраля 1972 года – на старом Ляпинском торфоболоте началась разметка площадки под строительство Ярославского завода дизельной аппаратуры – спутника КамАЗа. А на следующее лето редакции СМИ были оповещены о пуске первого производства. Но приехав на строительную площадку, журналисты увидели только горы песка, намытого земснарядами, и разравнивающие его бульдозеры. Оказалось, что приехали они не туда. Первый из цехов начал работать в приспособленном помещении на станции Филино. Выпускал цех нестандартизированное оборудование для будущего производства, а также изделия и оснастку для строительства крупнопанельных жилых домов в Заволжском районе. Жилье и всю социальную инфра-структуру района было решено строить темпами, опережающими сооружение завода.


Первым директором ЯЗДА был назначен 27-летний инженер Виктор Литвиненко, ставший в области самым молодым в директорском корпусе. О себе он заставил говорить после такого неординарного поступка. Завод закончил строительство дома и собирался вселить туда рабочих. А Ярославский горисполком потребовал большую часть квартир в нем отдать очередникам – не заводчанам. Тогда Литвиненко скомандовал своим рабочим в одну ночь заселить квартиры, поставив горисполком перед свершившимся фактом. Скандал в городе был большой, позднее обернувшийся для Литвиненко опалой. Но тогда победителя не осудили. Тем более что строительство основных цехов было закончено в срок. 3 января 1977 года был собран первый топливный насос для КамАЗа. В цехах, оснащенных самым современным по тем временам отечественным и импортным оборудованием, работали 3 тысячи человек. Выпуску первых промышленных партий новой продукции предшествовала работа конструкторов ЯМЗ и ЯЗТА, которые на своих предприятиях создали опытные образцы. В конце восьмидесятых Виктора Литвиненко направили на строительство Тутаевского моторного завода. Его преемниками были Борис Андронов, Валерий Привалов, Владимир Яшин. В 1991 году завод возглавил нынешний генеральный директор Лев Кузнецов. Пережив массу трудностей, связанных с пожаром на заводе двигателей КамАЗа, с резким падением объемов производства на предприятиях автомобильной промышленности, ОАО «ЯЗДА» к своему тридцатилетию вновь стало прибыльным предприятием. Всю эту неделю на заводе будут проходить юбилейные торжества. Начались они вчера большим спортивным праздником.