Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 27 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/33179/

Экономика России: Виден ли свет в конце тоннеля?

рубрика: Экономика

Занятость, доходы и социальная структура общества


Экономический рост того типа, который мы наблюдали в последние два года, не решил, да и не мог решить проблему занятости. Относительно низкие показатели уровня безработицы в стране не должны никого обманывать - огромная масса трудоспособного населения в стране не только не имеет нормальной, достойно оплачиваемой работы, но и шансов получить ее до конца своей трудовой жизни. Сырьевая экономика востребует лишь малую толику тех человеческих ресурсов, которыми располагает сегодня страна, а потребности ее в квалифицированном труде вообще ничтожны в масштабе страны с таким населением, как Россия. Следовательно, система фактически обрекает не менее половины сегодняшних россиян на полулюмпенское существование в условиях застойной безработицы и средневекового самокормления с "шести соток". Остальным же она предлагает занятость главным образом в сфере обслуживания, причем преимущественно в виде рабочих мест, не требующих особой подготовки и квалификации, а значит, малооплачиваемых и не сопровождаемых сколько-нибудь ощутимыми социальными гарантиями. В результате после почти четырех лет экономического роста показатели, характеризующие общественное благосостояние, остались в целом на очень низком уровне. Российский ВВП на душу населения соответствует среднему уровню для развивающихся стран и, грубо говоря, на порядок ниже среднего уровня группы развитых стран. По официальной статистике, соотношение средних размеров зарплат и пенсий с прожиточным минимумом практически не меняется, при этом средняя пенсия сегодня по-прежнему приблизительно на четверть ниже соответствующего прожиточного минимума. При этом доходы распределяются крайне неравномерно. Разрыв между верхней и нижней децилями населения по уровню дохода является четырнадцатикратным и последние десять лет практически не снижается. Доля населения, которое живет в условиях абсолютной бедности, то есть испытывая затруднения с удовлетворением базовых потребностей, составляет не менее 35 процентов. Соответствующим образом сформировалась и социально-экономическая структура российского общества. Пять процентов населения, "оседлавших" сырьевые и финансовые потоки, имеют доходы, позволяющие им ощущать себя если не всесильными магнатами, то во всяком случае людьми, навсегда забывшими, что такое материальные вопросы. Еще 20 - 25 процентов населения - это наш "средний класс", который обязан своим относительным процветанием нынешней системе и, соответственно, является ее главной социальной опорой и защитником. Причем средний класс в этой системе представляют не инженеры, офицеры, врачи, учителя, научные работники, средние предприниматели, высококвалифицированные рабочие и фермеры, а работники сферы обслуживания, развлекательных услуг, чиновники и разного рода рантье. Остальные же 70 - 75 процентов населения - это "старые" и "новые" бедные, подавляющая часть которых вполне в духе марксистской теории капитализма живет на уровне простого воспроизводства рабочей силы, или даже ниже. О чем, кстати, красноречиво свидетельствует ситуация как с рождаемостью, так и смертностью в большинстве российских регионов. Самое же проблематичное в этом отношении то, что сложившаяся система не содержит никаких встроенных механизмов перераспределения доходов в национальном масштабе. Потребление благополучного слоя населения в лучшем случае на четверть состоит из товаров и услуг отечественного производства, да и те в основном ограничиваются продуктами питания и триединой формулой "ресторан-такси-девочки". В этих условиях надежды на обширный внутренний рынок как главный механизм, обеспечивающий развитие вширь процессов экономического роста, при существующем порядке остаются беспочвенными. Сокращение государственных расходов и мини-бюджет Столь же безосновательными, на наш взгляд, являются и восторги по поводу улучшения состояния государственных финансов. При всех разговорах о бездефицитном бюджете, о решении проблемы госдолга, о финансовом оздоровлении государства нельзя не видеть, что это "оздоровление" было достигнуто за счет отказа от жизненно важных для цивилизованного государства расходов на образование, финансирование НИОКР, социальное обеспечение и здравоохранение. Да и расходы на оплату труда государственных служащих, на содержание армии и правоохранительных органов иначе как унизительными не назовешь. Более того, при той системе, которую мы имеем, страна и в перспективе обречена на такой же сбалансированный "мини-бюджет", доходов которого будет хронически не хватать даже на достойную оплату труда госслужащих, не говоря уже о самых необходимых инвестициях в будущий экономический рост, каковыми являются затраты на инфраструктуру, общее и профессиональное образование, финансирование НИОКР и т. д. С таким бюджетом у страны никогда не будет ни современных вооруженных сил, ни независимой судебной системы, ни честных и профессиональных правоохранительных органов, а самовоспроизводство порочной системы "неформальной" юстиции невозможно будет прервать даже с помощью самой искренней политической воли. Другой важнейшей областью, принесенной в жертву финансовому "оздоровлению", является наука и образование. По нашим оценкам, сделанным на основе официальной российской статистики, за последние 8 - 9 лет общественные расходы на образование в реальном исчислении сократились в среднем на 55 процентов, а рост частных расходов на эти цели лишь в незначительной степени компенсировал сокращение соответствующих расходов федерального и местного бюджетов. В еще большей степени сократились государственные расходы на науку и научное обслуживание, резко упал престиж профессиональной научной и научно-производственной деятельности. Как следствие, заметно упали качество образования и степень общеобразовательной подготовки выпускников средней и высшей школ. Необходимость неофициальных доплат на школьное образование затруднило доступ к нему неимущих слоев населения, в результате чего число детей, оставивших школу, приблизилось к 10 процентам от общего числа детей школьного возраста. Результатом является нанесение огромного ущерба человеческим (трудовым и интеллектуальным) ресурсам страны. Трудоспособное население заметно сократилось количественно, а его структура, что еще более важно, ухудшилась в качественном отношении. Прекращение производственнной деятельности в немногих высокотехнологичных отраслях бывшей советской экономики и деградация системы государственных научных учреждений (при почти полном отсутствии частных исследовательских центров) заставили огромное число высококвалифицированных специалистов сменить профиль деятельности. Причем, по данным некоторых опросов, не более 10 процентов тех, кто потерял или вынужден был оставить работу в научных учреждениях России, нашел себе место в крупных частных компаниях или кредитных учреждениях. Остальные девять десятых заняты в мелком и мельчайшем бизнесе, либо в официальных структурах, где их интеллектуальные способности оказываются невостребованными, а приобретенные ранее опыт и знания постепенно утрачиваются. Не менее миллиона человек эмигрировало из России (по данным отечественных компаний, профессионально занимающихся миграцией, поток выезжающих из России составлял в среднем 100 тыс. чел. в год), причем весьма значительную часть этой эмиграции составили образованные люди, которые до этого либо были заняты интеллектуальной деятельностью, либо получали высшее образование. Наконец, хроническое недофинансирование содержания и развития объектов общественной инфраструктуры в этот период заметно ухудшило функционирование основных систем жизнеобеспечения, резко снизило уровень их надежности и безопасности, повысило риск возникновения техногенных и экологических катастроф. Политическая экономия В России нет хозяйственного механизма, присущего демократической рыночной экономике. Нынешняя экономика России - это смешанная экономика, но не в том смысле, в котором это слово употребляется в экономической теории, а в ином, специфическом значении - это экономика, в которой смешанной является сама логика экономического поведения. Это и капитализм, и не совсем капитализм, а в чем-то даже и совсем не капитализм. Это, безусловно, не правовая демократия, но одновременно и не анархия или засилье криминальной мафии, как иногда может показаться. Это общество, в котором есть понемногу всего - и силы права, и силы обычая, и политического произвола, и криминала. Общество живет по "понятиям", т. е. по меркам, которые невозможно свести в четкую логическую систему, и которые при этом еще находятся в состоянии постоянного изменения. Многие несовместимые с современными представлениями об эффективной рыночной экономике отношения и институты, существующие в России с советских, а то и с досоветских времен, и сегодня представляют собой не столько рудимент прошлого, сколько полноценный элемент функционирующей экономической системы. На деле симбиоз коррумпированного чиновничества с непрозрачным бизнесом по-прежнему является фактором, определяющим характер использования весьма значительной части национальных ресурсов. Бюджет страны, даже будучи поставлен на несравненно более прочную основу, нежели в период, предшествовавший финансовому кризису 1998 г., остается опасно зависимым от финансового положения и переговорных позиций одного-двух десятков крупных сырьевых и инфраструктурных компаний, использующих национальные природные ресурсы и при этом практически вышедших из-под общественного контроля, а внешнее благополучие в банковском секторе во многом зиждется на лукавости применяемых методов и критериев финансовой отчетности и контроля. На теневое довольствие бюрократии уходят значительные средства "теневого бюджета", формируемого крупными олигархическими структурами, которые в ответ получают управленческие решения, приносящие им в сотни раз больший доход. На микроуровне хозяйственная деятельность в сегодняшней России - это не последовательный переход от административной экономики тоталитарного государства к современному ("нормальному") западному обществу, а, скорее, причудливая смесь институтов и отношений самых различных типов и уровней: современных и традиционных, рыночных и дорыночных; правовых и неправовых, цивилизованных гражданских и основанных на прямом насилии, и т. д. Спросите любого российского бизнесмена, по каким законам он живет и работает, и, если он искренен, он не сможет сформулировать четкий ответ. Прежде всего потому что в России пока нет единых правил, придерживаясь которых, деловой человек (да и, кстати говоря, любой социально активный гражданин) может рассчитывать на успех и относительную безопасность. Где-то он действует на основе официального права, в чем-то полагается на силу власти, в чем-то - на инерцию привычных отношений, еще где-то просто инстинктивно нащупывает форму поведения, адекватную обстоятельствам и способную привести к успеху. Другими словами, если России удалось избежать экономического коллапса и обеспечить определенную социальную и экономическую стабилизацию, это еще не означает, что долгосрочное развитие российской экономики и общества - лишь вопрос ресурсов и темпов. Застойная общественная система корпоративно-криминального типа с крайне неэффективным сегментированным рынком и отсутствием механизма долгосрочного воспроизводства и увеличения экономических ресурсов становится для сегодняшней России все более реальной перспективой, чем ее альтернатива - правовое государство с открытой динамичной экономикой и ответственной политической и экономической элитой. Григорий ЯВЛИНСКИЙ, Лидер фракции "Яблоко" в Госдуме РФ. (Продолжение следует).