Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/33302/

Немало «сору» в той «избе»

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Вчера генеральный директор ОАО «Автодизель» Владимир Савельев, по сути, начал открытую информационную войну с главным акционером родного предприятия – холдингом «Руспромавто» и компанией «Базовый элемент». Структурам Олега Дерипаски принадлежит 48 процентов акций завода, и они предлагают на базе «Автодизеля» организовать совместное производство двигателей итальянской фирмы «Ивеко». Тот вариант, на котором настаивает холдинг «Руспромавто», категорически не устраивает Владимира Савельева. Он предлагает наладить производство малого двигателя разработки ЯМЗ.


Этот спор почти хозяев предприятия с наемным менеджером, как выяснилось, зашел столь далеко, что гендиректор решил публично высказать свои претензии к руководителю «Руспромавто» Дмитрию Стрежневу. – Соглашение между «Руспромавто» и «Ивеко» предусматривает прежде всего создание новой компании (она так и называется – «New company»), в которую, в частности, ЯМЗ должен вывести 50 процентов своих активов – производственные корпуса, оборудование, коммуникации и т. д. Акционерами «New company» будут пополам «Руспромавто» и «Ивеко», а не ЯМЗ. Это уже идет маленькое ограбление завода, – заявил Савельев. Такое решение по закону должно приниматься с согласия акционеров, владеющих 75 процентами акций, а у «Руспромавто» их пока только 48 процентов. Так что, как заметил Владимир Савельев, без государства и других акционеров это решение принято быть не может. Кроме того, он уверен, что если СП по производству двигателей с «Ивеко» начнет работу в Ярославле, его продукция вытеснит дизели ЯМЗ с рынка: – ЯМЗ останется без заказов, и чем быстрее будет развиваться «New company», тем быстрее будет умирать завод. Вторая сторона вопроса – на смену нашим перспективным разработкам приходит итальянский вариант. Там жесткое условие – владельцами документации остаются итальянцы. То есть сегодня в Ярославле надо поставить крест на работе конструкторов и исследователей. Но поскольку в России, кроме Ярославля, за последние 20 лет не создано ни одной новой конструкции дизельных двигателей, то надо признать, что ставится крест в целом на российском отечественном дизелестроении. При таком исходе, по мнению Владимира Савельева, может пострадать и обороноспособность страны: поддержание боеготовности ста тысяч единиц различных видов вооружений окажется под вопросом. Возникнет также огромная социальная проблема – куда девать тысячи работников «Автодизеля». – В эту «New company» вместе с активами и рынком уйдет не более пяти тысяч работающих на ЯМЗ. Остальные-то 17 тысяч трудового коллектива что будут делать? А за ними пострадают наши смежники – ЯЗТА, ЯЗДА, РТИ, «Ярославрезинотехника», «Лакокраска», НПЗ. Ведь на ЯМЗ сегодня работает огромное количество предприятий. Это удар по городу, Ярославль его не выдержит. Именно поэтому губернатор области Анатолий Лисицын и генеральный директор «Автодизеля» Владимир Савельев вынесли этот вопрос на уровень премьер-министра России. Как мы уже сообщали (см. номер за 30 ноября), в прошлый четверг на встрече у Михаила Касьянова решения о выборе проекта малого дизеля принято не было. Министру промышленности Илье Клебанову поручено проработать проблему в течение первого полугодия. На вопрос нашей газеты о причинах столь острой публичной критики в адрес «Руспромавто» генеральный директор «Автодизеля» ответил, что это не споры между менеджерами и крупным акционером, а «война, которая кулуарно длилась на протяжении длительного периода времени». Но после оглашения позиции Владимира Савельева на заседании у Михаила Касьянова он считает возможным «выносить сор из избы». За свое будущее он не боится: – Я просто не могу поступить иначе. Я не знаю, какой бы идиот на моем месте взял бы и договорился с «Руспромавто», вот так пожал бы руку под столом, может быть, и взял бы чего-нибудь там в лапу – все, давай, с итальяшками будем сотрудничать. Я, во-первых, не из тех людей. Во-вторых, я на такие сделки никогда бы не пошел. Меня всячески уговаривали склониться к итальянскому варианту. Я не против его обсуждать, но пусть они назовут какие-то отправные цифры: что конкретно из двигателя намерены собирать в Ярославле, сколько это будет стоить, откуда пойдут все остальные комплектующие, сколько будет стоить двигатель? Ничего же нет. У нас генеральный директор назначается советом директоров. Пока я не сдан государством, они со мной сделать ничего не могут. Критикуя проект сотрудничества с «Ивеко», генеральный директор «Автодизеля» уверял журналистов, что реально наладить на ЯМЗ производство собственной разработки малого дизеля. Этот проект потребует 160 млн. долларов инвестиций для организации выпуска 50 тысяч двигателей в год. Владимир Савельев заявил, что проблем с инвестициями на производство малого дизеля нет. – Уже начали поступать предложения, как можно профинансировать наш проект. Эти несчастные 160 миллионов долларов может дать наш Сбербанк, если поторговаться по процентам, – считает Савельев.